Комитет ГД по строительству вернется к законопроекту о создании СРО в сфере негосударственной экспертизы
Согласно Программезаконопроектной работы комитетов Государственной Думы в период осенней сессии2019 года, Комитет ГД по транспорту и строительству в ноябре текущего годавновь займется рассмотрением законопроекта № 374843-7, который устанавливает обязательноечленство в СРО для лиц, занимающихся проведением негосударственной экспертизыпроектной документации и результатов инженерных изысканий.
История рассмотрения
Законопроект №374843-7 был принят в 1 чтении еще 10 апреля 2018 года. По данным Программызаконопроектной работы комитетов Государственной Думы, документ был рассмотренСоветом Госдумы 10 декабря ушедшего года. Однако в Системе обеспечения законодательнойдеятельности содержится информация о том, что Совет трижды переносилрассмотрение этого законопроекта.
Проект федерального закона разработанв соответствии с поручениями Заместителя Председателя Правительства Дмитрий Козака.Поправки направлены на формирование саморегулирования в области проведениянегосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерныхизысканий. Документ закрепляет права экспертных организаций осуществлятьнегосударственную экспертизу, что, по мнению его авторов, соответствует основнымпринципам Концепции совершенствования механизмов саморегулирования,утвержденной распоряжением Правительства № 2776-р от 30 декабря2015 года.
В июне 2017 года (период разработкизаконопроекта) в России былозарегистрировано 799 организаций, которые проводят негосударственную экспертизупроектной документации и результатов инженерных изысканий. Принятиепредлагаемых изменений, по мнению авторов этой законодательной инициативы, позволитповысить качество подготовки заключений, утверждаемых данными организациями,что в свою очередь усилит безопасность зданий и сооружений.
Вносимые изменения
Законопроект №374843-7 устанавливает повышенные требования, предъявляемые к аттестации экспертов,а также основания для аннулирования квалификационного аттестата. Также поправкивносят изменения в Градостроительный кодекс в части:
- определения основного понятия «саморегулируемаяорганизация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительногопроектирования, проведения негосударственной экспертизы проектной документациии (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий,строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства» и отношений, регулируемых законодательством о градостроительнойдеятельности в области саморегулирования;
- исключения избыточных полномочий органовгосударственной власти в области градостроительной деятельности по установлениюпорядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизыпроектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатовинженерных изысканий, установлению порядкаведения государственного реестра таких лиц, а также непосредственно ведениюгосударственного реестра таких аккредитованных юридических лиц;
- установления права федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектнойдокументации, или подведомственных им государственных (бюджетных илиавтономных) учреждений по обращению застройщика (технического заказчика)осуществлять государственную экспертизу проектной документации в отношениилюбых объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий,выполненных для подготовки такой проектной документации;
- повышения требований, предъявляемых к аттестациифизических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документациии (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в части увеличенияминимального стажа работы в сфере подготовки или экспертизы проектнойдокументации и (или) результатов инженерных изысканий до 7 лет (увеличениеминимального стажа работы связано с повышенным уровнем ответственностидеятельности по проведению экспертизы);
- установления ответственности экспертов в видеаннулирования аттестата (без права переаттестации в течение 3-х лет) за выдачуположительного заключения при несоответствии проектной документации и (или)результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а такжеиные нарушения законодательства Российской Федерации к деятельности экспертов;
- включения в реестр физического лица,аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документациии (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, сведений о юридическомлице, работником которого оно является, о продлении срока действия,приостановлении и об аннулировании квалификационного аттестата на правоподготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатовинженерных изысканий;
- распространения на экспертные организации и их работников(экспертов), требований Градостроительного кодекса к саморегулированию вобласти инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, вчастности:
а) наличия обязательного членства всаморегулируемой организации
в области проведения негосударственной экспертизы проектной документации
и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
б) распространения на экспертные организацииправил саморегулирования и положений о размере членских взносов, аналогичныхположениям о членских взносах саморегулируемых организаций в области инженерныхизысканий, архитектурно-строительного проектирования;
в) установления минимальных требований кэкспертным организациям, необходимых для вступления в саморегулируемую организациюв области проведения негосударственной экспертизы проектной документации
и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
г) наделения саморегулируемых организаций вобласти проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или)негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий правом разработкистандартов, устанавливающих в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации требования к проведению негосударственной экспертизы проектнойдокументации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерныхизысканий и определения стандартов ее деятельности;
д) положения о включении экспертных организаций,имеющих право
на проведение негосударственной экспертизы проектной документации
и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий,
в реестр членов саморегулируемой организации в области проведениянегосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственнойэкспертизы результатов инженерных изысканий;
- ответственности саморегулируемых организаций вобласти проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или)негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий за ее членов,некачественно проводивших негосударственную экспертизу проектной документации и(или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий.
Кроме того, проектом федеральногозакона вносятся изменения в Жилищный кодекс, Федеральный закона № 412 «Об аккредитациив национальной системе аккредитации», Федеральный закон № 214 «Об участиив долевом строительстве …», Федеральный закон № 315 «О саморегулируемыхорганизациях». Дополнения связанны с введением института саморегулирования вобласти проведения негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственнойэкспертизы результатов инженерных изысканий.
Вступление в силу
Предполагаемый срок вступления всилу положений законопроекта о создании саморегулируемых организаций в областипроведения негосударственной экспертизы - по истечении 180 дней со дня его официальногоопубликования. Институт аккредитации экспертных организаций на право проведениянегосударственной экспертизы проектной документации и негосударственнойэкспертизы результатов инженерных изысканий упраздняется по истечении 6 месяцевсо дня вступления в силу данного закона.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru