Надзор за СРО кадастровых инженеров будет изменен
Росреестр готовится обновить регламент по надзору за деятельностью СРО кадастровых инженеров и их Нацобъединения. Проект соответствующего приказа размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов. В настоящее время он проходит общественные обсуждения, которые закончатся уже 1 февраля.
Зачем обновлять действующий регламент?
В настоящее время действует регламент Росреестра, принятый весной 2020 года. Проект приказа «Об утверждении Административного регламента осуществления надзора за деятельностью СРО кадастровых инженеров и их Национального объединения» подготовлен в связи тем, что летом 2021 были внесены поправки в закон «О кадастровой деятельности». Они были предусмотрены законом № 170-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием закона «О государственном и муниципальном контроле».
Правки, внесенные в отраслевое законодательство, уточнили наименование государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, а также Национального объединения таких СРО. Кроме того, в них были раскрыты основания для организации и проведения внеплановой проверки указанных СРО и их Нацобъединения.
Проект приказ также уточняет наименование федерального государственного надзора за деятельностью СРО кадастровых инженеров, Национального объединения, а также основания для организации и проведения внеплановой проверки указанных организаций. В документе установлено, что предметом госнадзора является соблюдение саморегулируемыми организациями и Национальным объединением требований закона «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности), закона «О СРО», и других нормативных правовых актов.
Права сотрудников Росреестра
В проекте регламента перечислены права должностных лиц Росреестра при осуществлении государственного надзора. Так сотрудники ведомства в рамках надзора за СРО могут:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от саморегулируемой организации, Национального объединения информацию и документы по вопросам, связанным с предметом проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Росреестра (территориального органа) о назначении проверки посещать здания и помещения, используемые саморегулируемой организацией, Национальным объединением при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по государственному надзору;
3) использовать необходимые для проведения проверки организационно-технические средства (в том числе компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны);
4) осуществлять копирование документов, непосредственно связанных с предметом и целями проверки;
5) привлекать к проведению проверок экспертов, не являющихся работниками Росреестра (территориального органа), и (или) экспертные организации.
Обязанности сотрудников Росреестра
Также в проекте регламента перечислены обязанности сотрудников надзорного ведомства. К ним относятся:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы саморегулируемой организации, Национального объединения, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании приказа Росреестра (территориального органа), копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры, в случае если проведение проверки подлежало согласованию с органами прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку – только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Росреестра (территориального органа) о проведении проверки, копии документа о согласовании проведения проверки, в случае если проведение проверки подлежало согласованию с органами прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ;
5) предоставлять руководителю саморегулируемой организации, Национального объединения (иному уполномоченному лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
6) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р (далее – межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
7) знакомить руководителя саморегулируемой организации, Национального объединения (иное уполномоченное лицо) с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, применяемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов саморегулируемой организации, Национального объединения;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании саморегулируемой организацией, Национальным объединением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;
11) ознакомить руководителя саморегулируемой организации, Национального объединения (иного уполномоченного лица) с положениями Регламента перед началом проведения выездной проверки по его просьбе;
12) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у саморегулируемой организации, Национального объединения;
13) проверять выполнение только тех требований законодательства Российской Федерации, государственный надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции Росреестра (территориального органа) законодательством Российской Федерации;
14) в случае выявления нарушений саморегулируемой организацией, Национальным объединением нормативных правовых актов Российской Федерации, государственный надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию Росреестра (территориального органа), о выявленных нарушениях с приложением документов, свидетельствующих о них, незамедлительно сообщать в соответствующий уполномоченный орган;
15) составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях или передавать их на рассмотрение суда в соответствии со своими полномочиями;
16) выдавать саморегулируемой организации, Национальному объединению предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по основаниям, предусмотренным федеральными законами;
17) обращаться в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации, Национального объединения из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров по основаниям, предусмотренным федеральными законами;
Что не могут делать сотрудники Росреестра?
При осуществлении государственного надзора должностные лица Росреестра не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) требовать от саморегулируемой организации, Национального объединения документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
3) препятствовать руководителю саморегулируемой организации, Национального объединения (иному уполномоченному лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
4) требовать от саморегулируемой организации, Национального объединения представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень;
5) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
6) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
7) требовать от саморегулируемой организации, Национального объединения представления документов, информации до даты начала проведения проверки;
8) осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при проведении руководителя саморегулируемой организации, Национального объединения, иного уполномоченного лица, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ;
9) препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности саморегулируемой организации, Национального объединения;
10) изымать оригиналы документов;
11) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
12) превышать установленные сроки проведения проверки;
13) проводить мероприятия по государственному надзору за счет саморегулируемых организаций, Национального объединения.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru