Чтобы эффективно развивать саморегулирование, нужно менять концепцию госконтроля и надзора
В Казахстане в октябре 2016 года при Национальной палате предпринимателей «Атамекен» был создан департамент законодательства и развития саморегулирования, который отвечает за практическое развитие саморегулирования, а при Президиуме палаты был организован комитет по вопросам саморегулирования, задачей которого стало объединение представителей всех СРО.
Это позволило скоординировать деятельность саморегулируемых организаций, изучить и обобщить существующие проблемы, обменяться опытом, подготовить предложения по совершенствованию института саморегулирования.
Что удалось сделать нашим коллегам за прошедший год? НПП «Атамекен» разработала много предложений, направленных на улучшение бизнес-среды. Эксперты национальной палаты предпринимателей проанализировали восемь кодексов, по которым выработали 36 поправок. «Атамекен» принимает активное участие в разработке законов, касающихся бизнеса. По итогам анализа 10 законопроектов было внесено 95 поправок.
«При саморегулировании будет эффективно проявлен механизм контроля и надзора. С одной стороны, контроль над субъектами рынка осуществляет само профессиональное общество, что обеспечивает регулярное повышение уровня специалистов. С другой стороны, ужесточается контроль госоргана над деятельностью СРО за счет внедрения государственных мер ответственности за неудовлетворительную работу СРО», – считает управляющий директор, директор департамента законодательства и развития саморегулирования НПП «Атамекен» Айжан Бижанова.
Передача ряда государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям проводятся правительством республики Казахстан в тандеме с НПП «Атамекен». Основной задачей государственного регулирования предпринимательства специалисты палаты считают внедрение системы мер, обеспечивающих воздействие государства на деятельность субъектов предпринимательства в целях создания нормальных условий функционирования рыночного механизма, развивающего экономику в целом.
Для достижения таких целей государству необходимо отходить от действующей системы взаимоотношений с бизнесом. «Мы все знаем, что за государством закреплены властные полномочия, но, несмотря на это, государство должно переходить на менталитет «обслуживания» в отношениях с бизнесом. Как показывает практика, в странах, где главенствует государственный менталитет «обслуживания», предпринимательство функционирует более качественно и эффективно. К примеру, в контрольно-надзорной деятельности государственных органов приоритетом должны быть профилактические меры, тогда как действующая политика госорганов, как правило, ориентирована в основном на карательные меры. Тут мы законодательно идем на кардинальное изменение концепции государственного контроля и надзора. Отныне работа по реализации системных мер по дерегулированию бизнеса продолжится в новых условиях и не будет лишь ограничиваться совершенствованием законодательства, но и сопровождаться полномасштабной оптимизацией бизнес-процессов и внедрением новых технологий в сфере регулирования предпринимательства», – считает эксперт министерства национальной экономики республики Казахстан Асланбек Джакупов.
Интересная встреча по обмену опытом развития саморегулирования состоялась в Москве в декабре 2017 года в НОСТРОЙ. Здесь прошло рабочее совещание с делегацией республики Казахстан, которую возглавлял Заместитель Председателя Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Алмаз Идырысов.
В ходе совещания специалисты из республики Казахстан, среди которых были представители Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства по инвестициям и развитию республики Казахстан, национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен», отраслевые эксперты и руководители строительных организаций республики Казахстан, обменялись опытом со специалистами из Минстроя России, НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru