Эксперт: В случае с запретом выхода из СРО аудиторов Минфин наступает на прежние грабли
Российское Министерство финансов, допуская возможность запрета на выход членов из СРО аудиторов во время внешних проверок, до устранения нарушения или рассмотрения жалобы, идет по тому же пути, который до этого безуспешно проделали их коллеги из Минэкономразвития.
Впервые запрет на выход из членов СРО появился в конце 2014 года в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Норма части 13 статьи 20 названного закона звучала так: «В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия».
«Непонятно как такая норма могла появиться вообще, так как она противоречит вступившим с 1 сентября 2014 года нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ). А именно противоречат пункту 1 статьи 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, где член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время, – рассказывает Роман Ковнер, начальник Отдела нормативного обеспечения Национального объединения строителей. – Таким образом, можно сказать, что юридической силы норма Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не имела».
Далее Минэкономразвития России решило включить санкцию и в базовый 315-й ФЗ «О СРО». При подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» МЭР распространило запрет выхода из саморегулируемой организации и на период проведения проверки члена или рассмотрения дела о применении в отношении члена СРО мер дисциплинарного воздействия.
Однако, когда профессиональное и предпринимательское сообщество указало на нарушение норм Гражданского кодекса, в доработанной редакции проекта Федерального закона эта норма была исправлена на запрет вступления в другую саморегулируемую организацию члена СРО в период проведения проверки или рассмотрения дела и применении мер дисциплинарного воздействия, если она решила покинуть прежнюю саморегулируемую организацию.
«И вот теперь Минфин России наступает на те же законодательные грабли, пытаясь установить по сути крепостное право для членов саморегулируемых организаций и усугубляя запрет на выход из членов. Так, законопроектом Минфина России предлагается запретить выход из членов СРО до прохождения плановой проверки в соответствие с утвержденным планом проверок СРО. То есть, если план проверок утвержден, скажем, в ноябре 2015 года и по нему проверка члена должна пройти в декабре 2016 года, то член СРО не может выйти из саморегулируемой организации в течение более чем года. Хотя, стоит отметить, обсуждались и иные предложения, согласно которым член СРО может просить о проведении досрочной проверки. Если внимательно присмотреться, помимо нарушения конституционных прав членов СРО, Минфин предлагает установить коррупционный фактор, позволяющий взимать дополнительную и неофициальную плату за проведение проверки досрочно с соответствующим результатом», – рассказывает Роман Ковнер.
Помимо этого, руководитель Отдела нормативного обеспечения НОСТРОЙ обращает внимание на то, что с 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который накладывает на саморегулируемые организации аудиторов обязанность до 1 января 2017 года привести численность членов в соответствие с новыми нормами – увеличить ее до 10 тыс. аудиторов и 2 тыс. аудиторских организаций минимум. В случае вступления запрета в силу вполне вероятно, что к установленному сроку не появится ни одной саморегулируемой организации, отвечающей требованиям к количественному составу.
«Основываясь на указанных выводах остается надеяться, что профессиональное аудиторское сообщество убедит Минфин России в отсутствии необходимости принимать норму, запрещающую выход из членов саморегулируемых организаций, тем более, что проблему ухода недобросовестных членов можно решить кардинально и по-другому – через запрет вступления в другую саморегулируемую организацию в определенный период. А учитывая, что такой запрет может лишить дохода в этот период, выход из саморегулируемой организации становится просто невыгодным в период контрольных мероприятий СРО или рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия», – заключает эксперт.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru