1. Главная
  2. Новости
  3. Эксперты раскритиковали законопроект Минюста о третейских судах
Новости

140

Эксперты раскритиковали законопроект Минюста о третейских судах

 Эксперты раскритиковали законопроект Минюста о третейских судахЭксперты дали критическую оценку законопроекту о третейском судопроизводстве, подготовленному специалистами Министерства юстиции РФ. Общественные слушания были организованы Некоммерческим партнерством «Содействие развитию корпоративного законодательства». В них приняли участие представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «Газпрома», НАУФОР, адвокатских объединений и других некоммерческих партнерств.
Организаторы мероприятия планируют обобщить все замечания и направить их в Минюст в рамках продолжающегося общественного обсуждения законопроекта, которое завершается 3 марта.
Напомним, существующие проблемы «карманных», а порой и криминальных третейских судов, отсутствие четких и понятных правил, касающихся конфликта интересов и его преодоления подтолкнули Минюст подготовить и вынести на общественное обсуждение законопроект «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», а также пакет поправок в действующие законы и кодексы, которые потребуется внести, если законопроект станет законом.
Ранее Правительство России сообщало, что, выполняя поручение Президента РФ, подготовило комплекс мер по реформированию и развитию третейского судопроизводства, направленных на повышение привлекательности третейской формы разрешения споров, сокращение количества третейских институтов с одновременным повышением качества их работы, устранение «карманных» судов, противодействие преступным схемам с использованием третейских судов, обеспечение конкурентоспособности российских третейских институтов, что позволит в том числе бороться с существующей «офшоризацией» крупных споров с участием российских компаний.
Правительство предлагает, в частности, наделить правом учреждать третейские суды только некоммерческие организации (НКО), предусмотрев законодательные меры по обеспечению действительной независимости третейских судей от учредителей и сторон разбирательства. НКО, желающее учредить третейский суд, должно будет получить предварительное разрешение на создание третейского суда в специализированной комиссии при Минюсте России. Также предлагается обязать третейские суды вести реестр своих отмененных государственными судами решений, иметь в своем составе не менее 30 арбитров, создать комиссию по назначению судей и т.д.
Однако в механизмах отсечения криминальных третейских судов, юристы увидели их огосударствление – усложнение внутреннего третейского разбирательства, навязывание громоздкой процедуры, что ведет к удорожанию и удлинению разбирательства. По мнению некоторых выступающих с этим лучше могли бы справиться саморегулируемые организации.
По мнению представителя РСПП, новые механизмы контроля за третейскими судами поставят под угрозу их независимость, поскольку существует риск давления со стороны Минюста не на сами суды, а на их учредителей – НКО. При этом заявленные цели для третейских судов не будут достигнуты.
Участники слушаний, задавались вопросами, почему за рубежом хватает судебного контроля над третейскими судами и механизмы саморегулирования там успешно функционируют, осуществляя контроль, а у нас к этому хотят подключить и Минюст? Если цель законопроекта сделать так, чтобы третейский суд был разрешен и эффективно работал то, зачем выставлять новые запретительные барьеры? Но ответов не получили, ибо,, несмотря на приглашение, представители Минюста на заседании отсутствовали.
По общему мнению участников мероприятия, законопроект о третейских судах требует дополнительной проработки.

Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведёт заседание Экспертного совета 14 февраля
11.02.2025

НОСТРОЙ проведёт заседание Экспертного совета 14 февраля

14 февраля В Краснодарском крае, в селе Эстосадок пройдёт заседание Экспертного совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). В повестке дня — рассмотрение ряда важных законопроектов и вопросов в области саморегулирования в строительстве, охраны объектов культурного наследия, а также мер поддержки строительной отрасли.
Окружная конференция строительных СРО на Дальнем Востоке пройдёт 14 февраля
04.02.2025

Окружная конференция строительных СРО на Дальнем Востоке пройдёт 14 февраля

Саморегулируемые организации, зарегистрированные на территории Дальневосточного федерального округа, соберутся на Окружную конференцию 14 февраля. Мероприятие состоится в поселке городского типа Сириус, Краснодарский край.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн