В ГосДуме говорят о СРО в области промышленной безопасности
3 июня 2010 года под председательством В.С.Плескачевского состоялось очередное заседание Комитета по собственности.
Члены Комитета по собственности рассмотрели внесенный депутатами ГД В.С.Плескачевским, Ю.А.Липатовым, В.Г.Драгановым законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты РФ», направленный на дополнение его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности СРО, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также, в этой связи, на внесение изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Комментарий председателя Комитета Виктора Плескачевского:
Введение института саморегулируемых организаций, замещающего институт лицензирования, при сохранении государственного регулирования (через контроль за деятельностью саморегулируемых организаций позволяет решить существующие проблемы, исключить условия для коррупции при осуществлении государственного регулирования (лицензирования), не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать повышению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, а также на внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Необходимость введения института саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности обусловлена потребностью в обеспечении современных механизмов регулирования рынка выполнения работ (оказания услуг) в данной области обеспечения промышленной безопасности.
Введение института саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. В то же время, действующая система лицензирования этих задач не решает. Введение саморегулируемых организаций при частичном сохранении государственного регулирования (через контроль за деятельностью саморегулируемых организаций) во многом позволит решить указанные проблемы, не допустить на рынок недобросовестных участников, что будет способствовать повышению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Комментарий члена Комитета по собственности Екатерины Семеновой:
Законопроектом устанавливаются требования к саморегулируемым организациям в области проведения экспертизы промышленной безопасности, в том числе условия приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в области проведения экспертизы промышленной безопасности, требования по приему в члены саморегулируемых организаций, по разработке и утверждению документов саморегулируемых организаций, требования по созданию компенсационного фонда саморегулируемых организаций, страхования имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций за вред, причиненный третьим лицам.
Законопроектом предусмотрены положения, определяющие особенности организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, виды, предмет, основания соответствующих проверок и сроки их проведения.
В рыночной экономике лицензирование проведения экспертизы промышленной безопасности оказалось недостаточно эффективным инструментом государственного регулирования, поскольку сдерживает развитие конкуренции, не создает стимулов к качественному выполнению работ (оказанию услуг), содержит в себе высокую степень коррупционности. Институт лицензирования проведения экспертизы промышленной безопасности предполагается заменить обязательным членством экспертных организаций в соответствующих саморегулируемых организациях. В этой связи законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Принятие законопроекта позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, исключить условия для коррупции при осуществлении государственного регулирования (лицензирования), не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Положения законопроекта соответствуют задачам и мероприятиям по замене государственных контрольных (надзорных) процедур и лицензирования для отдельных видов деятельности контролем со стороны саморегулируемых организаций, предусмотренным «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р и № 1663-р.
По результатам обсуждения Комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении.
Комитет по собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России» www.all-sro.ru