Комитет ГД по природным ресурсам не поддержал поправки о компфондах СРО в проблемных банках
Комитет Госдумы по природным ресурсам подготовил отзыв на законопроекто компфондах СРО, размещенных в банках, чьи лицензии были отозваны. Документбыл опубликован в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) 11марта.
Отзыв подписан председателем Комитета Госдумы по природнымресурсам Николаем Николаевым. Согласно документу, подопечные Николаева сочли действующее требование кразмещению компенсационных фондов СРО необходимойответной мерой на многочисленные случаи утраты таких средств в проблемныхбанках.
«Комитет считает целесообразным отметить, что в ходестановления саморегулирования в строительной сфере возникло большое число СРО,размеры компенсационных фондов которых составляли сотни миллионов рублей. Этисредства размещались, в том числе в проблемных банках. Известны случаи, когда такиебанки, нуждаясь в финансовых ресурсах, договаривались непосредственно сруководителями СРО о размещении у них средств компенсационных фондов подобещания высоких процентов. Также известны случаи мошеннических и коррупционныхсхем с размещением средств СРО в таких кредитных организациях», -говорится в отзыве Комитета Госдумы по природным ресурсам.
Как отметил Николай Николаев, повышенные требования к банкам,в которых могут быть размещены компенсационные фонды СРО, были направлены наобеспечение надежности кредитных организаций и сохранности финансовых средств. Куказанным требованиям в настоящее время относятся:
- наличие у кредитной организации генеральнойлицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковскихопераций;
- наличие у кредитной организации собственныхсредств (капитала), размер которых не может быть менее 100 млрд. рублей посостоянию на последнюю отчетную дату;
- все кредитные организации, входящие в однубанковскую группу, должны раскрывать информацию о своей деятельности всоответствии со статьей 8 Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности», а также представлять в Центральный банк Российской Федерацииотчетность и информацию в соответствии со статьей 43 указанного Федеральногозакона для последующего раскрытия Центральным банком Российской Федерации насвоем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
«Сложности с компенсационными фондами у ряда СРОстроительной отрасли были связаны не только с проблемными банками, но и симевшейся практикой их формирования. В некоторых СРО денежные средства вкомпенсационный фонд перечислялись не в полном объеме или в рассрочку.Соответственно законодательные меры по переводу таких средств на специальные счетав уполномоченные банки позволили выявить такие СРО и обеспечить реальноесоответствие компенсационных фондов требованиям Градостроительного кодексаРоссийской Федерации», - поясняют в Комитете Госдумы по природным ресурсам.
По мнению Комитета, предлагаемыепоправки были актуальны до 1 октября 2017 года, то есть до проверок СРО органомнадзора на предмет соответствия компенсационных фондов установленнымтребованиям. В результате, предлагаемые изменения утратили свою актуальность.
«Кроме того, нельзя поддержать предложение о возможностиучета при расчете минимального размера компенсационного фонда СРО средств насчетах в проблемных банках, так как не представляется возможным до завершенияпроцедуры их банкротства и утверждения ликвидационного баланса определить объемудовлетворения требований СРО как конкурсных кредиторов и установитьфактический размер компенсационного фонда», - указывает Николай Николаев на ещеодин аргумент против предложенных поправок.
Комитет считает, что принятие проектируемых измененийнегативно скажется на финансовой устойчивости рынка СРО строительной отрасли,приведет к снижению уровня контроля со стороны надзорных органов и повыситсяриск утраты средств компенсационных фондов СРО. Реализация предложенногозаконопроектом моратория на выполнениетребования о размещении средств компенсационных фондов в отношении СРО, неисполнивших надлежащим образом своих обязанностей, предоставит необоснованныепреференции таким участникам рынка, и создаст неравные условиясаморегулирования.
Напомним,законопроект № 663958-7 вносит изменения, направленные на исключение требованияо размещении компфондов СРО на спецсчетах, открытых в кредитных организациях,соответствующих требованиям Правительства. Как отметили в Комитете Госдумы по природнымресурсам, авторы поправок предлагают при расчете минимального размера компенсационногофонда СРО учитывать средства, размещенные в кредитных организациях, чьилицензии на осуществление банковской деятельности были отозваны. Такжезаконопроектом предлагается уточнить порядок взаимодействия СРО с органомнадзора за СРО и Национальным объединением СРО, членом которого является такаяСРО, по вопросу нахождения средств компенсационного фонда в таких проблемныхбанках.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru