1. Главная
  2. Новости
  3. Круглый стол о совершенствование законодательства о саморегулировании пройдет в Москве
Новости

198

Круглый стол о совершенствование законодательства о саморегулировании пройдет в Москве

 Круглый стол о совершенствование законодательства о саморегулировании пройдет в Москве В Москве 17 марта 2011 года в здании Государственной Думы РФ пройдет круглый стол «Совершенствование законодательства о саморегулировании на современном этапе экономического развития: проблемы и перспективы»

Организаторами мероприятия выступают:
-Комитет Государственной Думы по собственности
-Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
-Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России»
-Некоммерческая организация «Фонд рыночных исследований»

Цель мероприятия: Обсудить саморегулирование как правовое явление в Российской Федерации с учетом:
Пункт 1.
Определить следующие приоритетные направления административной реформы в 2003 - 2004 годах:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики…
Из Указа
Президента Российской Федерации В.В.Путина
от 23 июля 2003 года, N 824
"О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах"

Во все времена стандартизация деятельности или продукции происходила в процессе диалога о цене и качестве продукта между институтами производителей и потребителей товаров и услуг. Именно так появлялись обычаи делового оборота, которые не требовали закрепления законодателя.
Саморегулирование в своей истории восходит к различного рода ремесленной деятельности в средние века. Уже тогда создавались объединения кожевников, оружейников – так называемые цеха.
Новое дыхание саморегулирование получило в период промышленной революции в Англии. К тому времени цеховые организации как институты стандартизации в пределах юрисдикции каждого феодала (административно-территориального образования) практически прекратили свое существование. Предприниматели объединялись и разрабатывали собственные стандарты уже в пределах юрисдикции короля – государства.
Наибольшее распространение саморегулирование получило в Европе и Америке около 30-50 лет назад в ответ на посягательство государства как института на права производителей товаров и услуг, выраженном в попытке продавливания государственных требований к процессу стандартизации.
С учетом 80-ти летней истории России и довлеющей роли государства в процессе стандартизации услуг и защиты прав потребителя, появилась правовая конструкция, в которой не профессионалы стандартизируют свои товары и услуги, а чиновники. Известно, когда чиновник занимается формированием профессиональных стандартов, они получаются весьма неопределенными. Это результат естественного желания бюрократа при минимуме рисков оставить себе больше возможностей для «усмотрения». В подобной ситуации чиновник становится судьей: сам устанавливает правила, сам проверяет их выполнение. Масса возможностей для коррупции и минимум ответственности. В нашей стране исторически сложилось так, что в большинстве сфер человеческой жизни правила и стандарты товаров и услуг устанавливает государство через свои нормативно-правовые акты. Например. Бухгалтерам - правила бухгалтерского учета. Строителям – СНИПы.
На сегодняшний день саморегулирование в развитых странах стало настолько привычным и естественным, что многие саморегулируемые организации и не упоминают о подобном своем статусе. В эволюционно развитых экономиках государство вмешивается в управляемые отношения между потребителем и производителем услуг, только в случае нарушения прав одной из сторон.
В отличии от зарубежной практики, в нашей стране сегодня через государственные структуры устанавливаются требования к производителю, и тут же через государственные структуры, например такие, как Роспотребнадзор или Ростехнадзор моделируется защита потребителя без его участия.
В России слово «саморегулирование» впервые было введено в правовой оборот в середине 90-х годов ХХ века. Пробной площадкой стал рынок ценных бумаг. Некоторым подобием саморегулирования, сохранившем рудиментарные, от цеховых организаций, территориальные признаки, являются сегодня нотариальные палаты и адвокатские коллегии.
В начале Административной реформы в 2001 году было подсчитано, что лицензированию в России подлежит более 2000 видов деятельности. Для сравнения: в большинстве развитых стран - 30-40. Максимум регулируемых государством видов деятельности насчитывается во Франции и Японии, около 150-160. И это считается чрезмерным: в развитых экономиках некоторое государственное регулирование остается только в областях, связанных с национальной безопасностью, здоровьем и безопасностью граждан.
В ходе работы, проводимой в рамках Административной реформы, по резкому сокращению регулируемых видов деятельности со стороны государства и снижения административного давления на бизнес, была проведена большая работа по обобщению мирового опыта саморегулирования, как основных институтов регулирующих отношения в сфере производства товаров, работ и услуг. Следствием чего и явился закон «О саморегулируемых организациях».
Фактически российская модель саморегулирования является результатом детально обобщения опыта государственного и негосударственного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. "Ключ" российского СРО - компенсационный фонд (механизм материального гарантирования исполнения обязательств производителей), который представлен лишь в некоторых экономиках и лишь фрагментарно.

…Необходимо учитывать, что переход к саморегулированию вовсе не означает полную свободу от государства, это всего лишь одна из форм публично-правового типа регулирования, которая – в силу взаимодействия частноправовых и публично-правовых интересов – предполагает одновременное сочетание частноправовых и публично-правовых элементов. Саморегулируемая организация (СРО) – это инструмент государственного регулирования, максимально прозрачно и полно регламентированный законом, с четко определенным функционалом и единым набором квалифицирующих требований, предполагающий введение нормативно-определенного механизма управления и стандартизации отрасли, обеспечиваемых прямым участием высококвалифицированных профессионалов, их личной ответственностью и надзором со стороны государства...

Из специального доклада Минэкономразвития России
«Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях
в отдельных сферах экономической деятельности»

на заседании Правительственной комиссии
по проведению административной реформы.
(08 февраля 2011 г.)

Для справки: Последние мероприятия по теме «Правовые аспекты саморегулирования», организованные Комитетом по собственности ГосДумы для юридической и экономической общественности:

Государственная Дума – «круглый стол» 10 декабря 2010г. «Переход к саморегулированию: опыт, становление и перспективы развития», посвященный подготовке доклада министра экономического развития России Э.С.Набиуллиной.

Санкт-Петерургский Государственный Университет – обсуждение концепции правовых основ саморегулирования.

Институт Государства и права РАН – расширенное заседание Ученого совета по теме «Правовые основы концепции саморегулирования»

Высшая школа экономики – семинар «Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: проблемы и перспективы», посвященный экономическим аспектам саморегулирования.

Основные тезисы и вопросы мероприятия:

…Всего в настоящее время в России насчитывается 608 саморегулируемых организаций, из них 501 действует в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО…
Из доклада Минэкономразвития России на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
(08 февраля 2011 г.)

Правовые основы саморегулирования в России и мире.
Правовые последствия деятельности организаций в условиях саморегулирования.
Правовые стандарты, механизмы и последствия деятельности СРО и их объединений.
Саморегулирование в юриспруденции.
Требования к раскрытию информации о СРО и ее членах.
Административная ответственность лиц, входящих в СРО.
Контрольные и надзорные процедуры государственных органов в отношении СРО и их членов.
Вопросы имущественной ответственности членов СРО.
Необходимость введения принципов саморегулирования для лиц, оказывающих юридические услуги.

Целевая аудитория мероприятия:

Члены 75-ти отделений АЮР по России, практикующие юристы, адвокаты, нотариусы.

Прямая видеотрансляция «круглого стола» с сайта АЮР.

План мероприятия:

  1. Доклады В.С.Плескачевского и П.В.Крашенинникова.
  2. Выступления в ходе обсуждения, регламент 5-7 мин.

Участники обсуждения : члены Президиума и Правления АЮР.
Цитаты по теме «саморегулирование»:
Дмитрий Медведев, Президент России:
"Передача ряда полномочий госорганов в саморегулируемые организации - это очень важная часть нашей деятельности и движение в правильном направлении".
«Саморегулируемые организации должны своей работой доказать, что они могут выполнять функции не хуже, чем их выполняло государство механизмом лицензирования».
Владимир Путин, Председатель Правительства России:
«Правительство будет снижать административные барьеры двумя способами: введением заявительного принципа регистрации деятельности и передачей части функций на уровень саморегулируемых организаций (СРО)».

Эльвира Набиуллина, министр экономического развития России:

"Будем расширять практику передачи функций или изменение механизма лицензирования, когда, по сути, государство выдает административное разрешение на начало того или иного вида деятельности. Будем передавать такие функции саморегулируемым организациям".

Алексей Кудрин, министр финансов России:
"Можно прямые разрешительные и контрольные функции заменить аудитом, работой СРО, добровольным лицензированием и сертификацией".
Леонид Рошаль, доктор, директор «Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии»:
«России необходима единая Национальная медицинская Палата, способная создать эффективные механизмы защиты интересов медиков и пациентов».

* Дополнительно.
Из Доклада Минэкономразвития России «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах экономической деятельности» на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы. (08 февраля 2011 г.)

Поскольку целью создания саморегулируемых организаций является, в первую очередь, защита публичных интересов, нормативные требования к структуре саморегулируемой организации и системе взаимоотношений саморегулируемых организаций с представителями своей отрасли и органами власти должны быть регламентированы достаточно детально, во всяком случае, такая регламентация представляется необходимой на первых этапах развития институтов саморегулирования.
Фактически современная Россия находится на том этапе развития подходов к регулированию экономической деятельности, когда созданы предпосылки для формирования институтов регулирования не путем их прямого назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активного слоя профессионалов в отрасли.
Указанный подход, в числе прочего, позволяет обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка в диалоге с властью, и в этих условиях государство уже не обращается к обезличенному рынку или к наиболее крупным его представителям – фактически институтом саморегулирования персонифицируются наиболее авторитетные и компетентные, по мнению самого рынка, его участники.
В создаваемых вновь организациях формируются структуры, наделенные сходным с органами государственной власти функционалом, но не дублирующие, а замещающие или «вспомогательные», обладающие значительным потенциалом в смысле повышения качества регулирования отдельных отраслей.
Предметом саморегулирования является основанное на нормах федерального законодательства регулирование отношений в отдельных сферах экономической деятельности, осуществляемое на основе самоорганизации, т.е., без непосредственного вмешательства государства.
Оперативное вмешательство государства заменяется нормативным правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства создаваемыми саморегулируемыми организациями.
При этом существенно сокращаются государственные расходы на регулирование и контроль в соответствующих сферах деятельности, повышается общая эффективность государственного управления за счет замены оперативного контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью на законодательное регулирование и сокращения числа управленческих связей – объектом регулирования и контроля становится одна или несколько саморегулируемых организаций, а не бесчисленное множество субъектов предпринимательства.
Отрасли, для которых в отдельных отраслевых законах описаны специальные требования к саморегулируемым организациям, могут быть сгруппированы следующим образом:

1.Сферы, в которых предусмотрено обязательное членство участников профессиональной или предпринимательской деятельности в СРО, в том числе:

  1. деятельность арбитражных управляющих;
  2. оценочная деятельность;
  3. аудиторская деятельность;
  4. кредитная кооперация;
  5. деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  6. инженерные изыскания;
  7. архитектурно-строительное проектирование;
  8. строительство;
  9. деятельность в области энергетического обследования;
  10. деятельность в области теплоснабжения.

2.Сферы, в которых специальными законам предусмотрена возможность создания СРО, но членство в таких организациях не является обязательным, в том числе:

  1. профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг;
  2. деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  3. деятельность кадастровых инженеров;
  4. рекламная деятельность;
  5. деятельность жилищных накопительных кооперативов;
  6. деятельность патентных поверенных;
  7. медиация.

Информация предоставлена Комитетом Государственной Думы по собственности РФ
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО
28.10.2024

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО

5 ноября состоится заочная Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.
Вернуть старый дизайн