Обязательное саморегулирование раскололо НП АТА
В рядах Некоммерческого партнерства «Альянс туристических агентств» произошел раскол. Яблоком раздора стало… обязательное саморегулирование.
Раскол, в результате которого организация недосчиталась троих членов, произошел в прошлом месяце. «Сеть магазинов горящих путевок» покинула НП по собственному желанию, «Горячие туры» и «Сеть ТБГ» были исключены решением правления. Спустя пару недель отпочковавшиеся компании объявили о создании новой общественной организации «Ассоциация «Союз турагентств» (АСТА), которая ставит перед собой цель «не допустить введения для агентств обязательного саморегулирования и построить цивилизованный рынок» (цитата по «Интерфаксу»). В планах Ассоциации – создание представительства в каждом федеральном округе. Также участники намерены разрабатывать инициативы по совершенствованию туристского законодательства.
«Идея саморегулирования не может и не должна быть навязана агентам. Тот механизм саморегулирования, который предлагается, не защитит туристов и не позволит развиваться бизнесу», — пояснил свою позицию учредитель созданной организации, генеральный директор УК «Сеть магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов.
Он рассказал, что рынок, сильно пострадавший из-за череды банкротств, пока не готов к введению коллективной финансовой ответственности (компенсационного фонда). Также он привел в пример строительную отрасль, в которой обязательное саморегулирование зарекомендовало себя не с лучшей стороны. Взамен компфондов АСТА предлагает постепенный переход к прозрачному турагентскому рынку.
«Мы предлагаем для начала создать реестр турагентств, это станет первым шагом к цивилизованному рынку», — сказал на встрече с журналистам Агафонов.
В состав правления союза вошел руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Он подчеркнул, что Ростуризм поддерживает начинание новой организации.
Примечательно, что один из членов АСТА – НП «ТурАгент» – является СРО. Ее возглавляет президент новой организации Леонид Черкасский. В интервью Вестнику Ассоциации туроператоров (АТОР) он пояснил, что его саморегулируемая организация является добровольной, и что это не противоречит убеждениям АСТА.
«У нас нет компенсационного фонда, создание которого требуется при создании обязательного СРО. Все наши агентства застрахованы персонально перед третьими лицами, что является гарантией выполнения обязательств перед туристами», – сообщил он, назвав опыт создания добровольной СРО удачным. Основываясь на этом заявлении в АТОР не исключают, что агентства АСТА могут пойти по тому же пути обеспечения прав туристов, то есть все же использовать в совей деятельности элементы саморегулирования.
Вслед за отколовшимися членами представители Альянса, в составе которого осталось 13 членов, изложили свое видение произошедшего. В частности, на выездной конференции организации в Турции исполнительный директор партнерства Наталья Осипова сказала следующее:
«На днях в СМИ появились публикации, где представители компаний «Горячие туры», «Сеть ТБГ» и «Сеть магазинов горящих путевок» высказались против создания СРО, хотя на заседаниях правления АТА они ни разу такой позиции не озвучивали. Так что причина разногласий не в том, что они против СРО, а в том, что высказывать это мнение они стали «за спиной» АТА. Правление оперативно назначило собрание, куда были приглашены и представители обсуждаемых компаний. Однако пришел только Сергей Агафонов — чтобы написать заявление о выходе из объединения. Члены правления от двух других сетей просто не отвечали ни на письма, ни на звонки. И на заседании правления было принято решение расстаться с ними», – приводит портал Тур Профит слова представителя АТА.
Пока одни представители отрасли решают сколько саморегулирования привнести в свою деятельность, недобросовестные организации оставляют туристов без отдыха. К сожалению, пострадавшие в подавляющем большинстве случаев не только теряют возможность куда-либо выехать, но и вернуть деньги за несостоявшуюся поездку. В худшем случае – остаются за пределами родины без денег, отеля и обратных билетов. Для помощи последним два года назад было создано НП «Турпомощь», куда все туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, обязаны ежегодно перечислять 0,1% от объема денежных полученных от реализации турпродуктов средств. Только в прошлом году на то, чтобы вернуть на родину клиентов обанкротившихся компаний, «Турпомощь» израсходовала около 300 млн руб. По своему предназначению организация схожа с создаваемыми в СРО компенсационным фондами.
Напомним, ранее в АТА заявляли, что планируют создать компфонд в качестве действенной меры и инструмента для защиты прав туристов, повышения доверия к турагентскому рынку и отрасли в целом, обеспечения надежности и качества работы турагентских компаний. Средства фонда будут использоваться исключительно для возмещения ущерба туристам, пострадавшим от деятельности недобросовестных турагентов — членов Альянса. Размер фонда определен в сумме 10 млн. рублей, которая впоследствии может быть скорректирована. Расходование средств фонда будет осуществляться в соответствии с решением Правления АТА на основании экспертно-инспекционного заключения по каждому конкретному случаю. Размер взносов в фонд и период его формирования определен исходя из принципа минимизации дополнительной финансовой нагрузки на турагентства.
Какие меры окажутся полезнее для конечных потребителей? В существующих реалиях сказать сложно, отмечают эксперты. Оба пути могут привести как к позитивным, так и к негативным последствиям. Впереди – второе чтение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации», который изменит ситуацию в отрасли.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru