1. Главная
  2. Новости
  3. Саморегулирование как дополнительный административный барьер
Новости

153

Саморегулирование как дополнительный административный барьер

 Саморегулирование как дополнительный административный барьерК такому выводу пришли специалисты «ОПОРЫ России» по результатам мониторинга компаний, оценивших реформу системы саморегулирования в строительной отрасли. Итоги были представлены на заседании комитета по строительству общественной организации 28 марта, а также направлены в Минстрой.

На 34 вопроса анкеты отвечали 155 предпринимателей из 34 регионов России. Статистика показала, что 40,6 % респондентов в ходе проводимой реформы сменили СРО в рамках регионализации и 12,9 % респондентов сменили СРО в связи с лишением статуса предыдущей СРО. При этом 31,6% респондентов отметили, что ранее уплаченный взнос в компенсационный фонд не перечислен и 3,2 % респондентов указали, что взнос перечислен не в полном объеме. Абсолютное большинство респондентов – 94,6 % не сталкивались с отказами при вступлении в СРО в своем регионе.

Более половины организаций, принявших участие в опросе, отмечают увеличение финансовой нагрузки:
• 51,6 % отметили увеличение нагрузки в виде увеличения размера членских взносов и иных обязательных платежей, а также введения штрафов.
• 52,9 % отметили увеличение финансовой нагрузки в связи с необходимостью наличия в штате по основному месту работы не менее двух специалистов, сведения о которых включены в НРС.
• 52,9 % организации вынуждены были доплачивать взносы в компенсационный фонд в связи с не перечислением ранее уплаченного взноса и необходимостью формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Тридцать процентов опрошенных организаций отмечает наличие дополнительных (не противоречащих закону) требований со стороны СРО, которые приводят к увеличению финансовых расходов. К таким требованиям относятся:
• Установление размера членского взноса исходя из объема оборота компании.
• Прохождение повышения квалификации в конкретных учебных центрах.
• Необходимость заключения договора страхования финансового риска.
• Заключение договоров страхования только с определенными страховыми компаниями.
• Обязательность аттестации работников организации.

Подавляющее число опрошенных отметило то, что реформа саморегулирования не оказала существенного влияния на качество выполняемых работ:
• 83,9 % отметили, что качество работ с момента вступления в силу № 372-ФЗ не изменилось.
• 50,3 % отметили усиления контроля со стороны СРО.
• 68,4 % указывают на то, что контроль со стороны СРО не оказывает влияния на качество выполняемых работ.
• 78,1 % отметили, что наличие специалистов, сведения о которых внесены в НРС, не оказывает влияния на качество выполняемых работ, при этом 65,2 % опрошенных получали предложения по внесению специалистов в Национальный реестр специалистов за денежное вознаграждение.

Из общего числа принявших участие в мониторинге 21,5% не знает о стандартах на процессы выполнения работ, 37,6 % не применяют в своей деятельности указанные стандарты, 61 % указывает на отсутствие эффекта от применения стандартов, и 76 % отметили, что применение стандартов не помогло им в ходе судебных разбирательств.

При этом 38 % указывают, что контроль над соблюдением стандартов осуществляется ежеквартально и 10 % - ежемесячно. Около половины респондентов указали на то, что контроль за соблюдением стандартов осуществляется путем заполнения опросных листов сотрудниками СРО или сторонних организаций за денежное вознаграждение.

Более половины участников сталкиваются с требованием со стороны генерального подрядчика при заключении договоров субподряда о членстве в СРО, а также с требованием членства в СРО при заключении договоров подряда стоимостью менее 3 млн. руб.

Более половины опрошенных считают, что реформа саморегулирования не привела к снижению численности «коммерческих» СРО. Лишь 19 % опрошенных считают, что реформа саморегулирования улучшила ситуацию в строительной отрасли.

Представителями бизнеса неоднозначно оценивается и введение принципа регионализации:
• Члены СРО в сфере строительства находятся в неравных условиях с членами СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в которых такой принцип не введен.
• Отдельными представителями малого и среднего бизнеса отмечается тенденция монополизации строительного рынка, давление на представителей бизнеса региональными властями, особенно в случаях, когда в регионе одна строительная СРО.
• Злоупотребление отдельными СРО своими правами.

Включение работников малого и среднего предпринимательства в НРС остается для многих организаций проблемой. Большинство компаний считают завышенными требования по стажу для включения специалистов в НРС.

При этом наличие специалиста в НРС при определении подрядчиков заказчиками и органами надзора не контролируется. Статус НРС как информационного ресурса не ясен. Отмечается высокая стоимость ведения НРС и наличие дополнительного целевого взноса на его ведение в НОСТРОЙ.

Не в полной мере решен вопрос обеспечения исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков. Адекватных форм реагирования СРО на выявленные нарушения не предусмотрено.

По мнению подрядных организаций, «реформирование нацелено только на защиту интересов заказчика». Адекватных мер по закреплению ответственности заказчика перед подрядчиком за несвоевременность оплаты выполненных работ, навязыванию дополнительных работ, срыву сроков поставки строительных материалов, представления проектно-сметной документации, в законодательстве не содержится. Компетентность сотрудников заказчика нередко вызывает сомнение.

В качестве вопросов, требующих решения и предложенных для включения в доклад, относятся предложения:
• О возможности снижения требований для включения специалистов в национальный реестр специалистов, предусмотренный Градостроительным кодексом, о наличии общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет. При этом за основу установления трудового стажа целесообразно взять требования, предусмотренные в Постановлении Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 8.10.1969 № 400 «Об утверждении II части квалификационного справочника должностей служащих и должности руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях».
• Об уточнении наименования по профессии, специальности или направления подготовки, а также занимаемых должностей, засчитываемых в стаж работы в сфере строительства для субъектов предпринимательства выполняющих узкоспециализированные работы, такие, например, как капитальный ремонт, пусконаладка лифтового оборудования, по монтажу системы охранно-пожарной сигнализации, по монтажу слаботочных систем, деятельность технического заказчика.
• О необходимости разработки и законодательного закрепления механизма возврата, после истечения искового срока давности, денежных средств компенсационных фондов, полученных национальными объединениями саморегулируемых организаций от исключенных из государственного реестра саморегулируемых организаций, бывшим членам таких организаций соразмерно их взносу в компенсационный фонд.
• О необходимости отмены срока, предусмотренного частью 8 статьи 6 Федерального закона № 372-ФЗ, ограничивающего применение до 1 марта 2017 года возможности реорганизации саморегулируемых организаций, без утраты ими статуса, путем присоединения.

Выводы

На основе анализа результатов трех этапов мониторинга эксперты ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» пришли к следующим выводам:

  • Представители малого и среднего бизнеса, являющиеся членами СРО, в целом получают необходимую, полную и достоверную информацию о проводимой реформе от СРО и их объединений.
  • Проводимая реформа существенного влияния на состояние и положение дел в строительной отрасли не оказала. При этом с рынка ушло значительное количество добросовестных отраслевых СРО, при этом доля «коммерческих» СРО существенно не изменилась. Фактически произошла замена продажи свидетельств о допуске торговлей специалистами, внесенными в НРС.
  • Повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, несмотря на установление повышенных требований к специалистам, внесенным в национальный реестр специалистов, не произошло.
  • В результате реформы произошло увеличение финансовой нагрузки на бизнес, в том числе при уплате взносов в компенсационные фонды СРО.
  • Имеет место злоупотребление отдельными СРО контрольными функциями за своими членами без повышения эффективности такого контроля. Контроль над стандартами на процессы выполнения работ НОСТРОЙ осуществляется формально. Предназначение таких стандартов для представителей малого и среднего бизнеса не всегда понятно.


Таким образом, специалисты «ОПОРЫ России" считают, что в существующем виде саморегулирование стало дополнительным административным барьером для ведения предпринимательской деятельности.

Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая
12.05.2025

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) проведет 16 мая 2025 года заседание комитета по инженерным изысканиям, на котором будут рассмотрены ключевые вопросы развития отрасли. Мероприятие станет площадкой для обсуждения текущего состояния инженерных изысканий в России и определения стратегических направлений развития на ближайшие годы.
НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года
11.04.2025

НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года

10 июня 2025 года в Москве Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), одна из ключевых саморегулируемых организаций (СРО) на российском финансовом рынке, проведет Общее собрание членов. Совет директоров НАУФОР уже утвердил дату и проект повестки дня.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»
Вернуть старый дизайн