СКПК могут дать время для вступления в СРО
По данным Системы обеспечения законодательнойдеятельности (СОЗД), 19 июля Совет законодателей при Федеральном Собрании Россииодобрил проект законодательной инициативы № 7-925, подготовленный самарскими депутатами,и предложил внести его в Госдуму. Законодательная инициатива предлагает отложитьприменение нормы об обязательном членстве сельскохозяйственных кредитных потребительскихкооперативов (СКПК) в СРО до 2025 года.
Данная законодательная инициативабыла зарегистрирована в СОЗД в мате текущего года. Комитет Федерального Собранияпо экономической политике поддержал данное предложение. В Аппарате Госдумы посчитали,что данный вопрос требует дополнительного обсуждения. А в Аналитическом управленииАппарата Совета Федерации отметили, что ранее дата, после которой членство СКПКв СРО должно стать обязательным, уже была перенесена с начала 2018 на 1 января 2020года. Данная мера была введена для накопления опыта о деятельности СРО на финансовыхрынках, сбора и анализа отчетности действующих кооперативов, а также ликвидациинедействующих. Поэтому в Аналитическом управлении верхней палаты парламента полагают,что очередное продление переходного периода может помешать внедрению института СРОв данную сферу. В связи с этим чиновники посчитали целесообразным дополнительнообсудить инициативу с привлечением экспертного сообщества.
По данным Центрального Банка России,на 29 марта 2019 года действующими считаются 756 СКПК, ещё 243 СКПК находятся наразличных стадиях ликвидации. Из 756 СКПК только ¾ проводят хозяйственные операциии предоставляют отчётность. Создание новых СКПК практически прекратилось (в 2016году образовано 36 СКПК, в 2017 году – 26 СКПК, в 2018 году – 14 СКПК, в первомквартале 2019 года – 1 кооператив). Данная тенденция негативно сказывается на достижениицелей федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельскойкооперации», поскольку именно на базе СКПК складываются устойчивые сообщества малыхсельскохозяйственных товаропроизводителей, которые создают кооперативы по переработкеи сбыту сельскохозяйственной продукции. Кроме того, СКПК являются уникальным источникомдоступных заемных ресурсов как для кооперативов иных видов, так и для крестьянских(фермерских) и товарных личных подсобных хозяйств, что напрямую ставит развитиесамозанятости сельского населения в зависимость от развития сельскохозяйственнойпотребительской кредитной кооперации.
Самарские депутаты отметили, что поспешноевведение обязательного саморегулирования в сферу СКПК означает радикальное усилениеадминистративной нагрузки на действующие кооперативы. Кроме того, это приведет кросту расходов, не имеющих источников покрытия. Ведь, Центральный Банк вправе возложитьна СРО обязанность проводить проверки СКПК–членов СРО, при этом количество такихпоручений ничем не ограничивается, а все расходы по проведению контрольных мероприятийложатся на СКПК–членов СРО. Сотни кооперативов оперируют фондами финансовой взаимопомощив пределах нескольких сотен тысяч рублей, а территориальная удалённость СКПК отместа нахождения СРО в сфере финансового рынка может измеряться сотнями и даже тысячамикилометров. Так как законодатель допустил создание не более чем 3 СРО, объединяющихне менее 26 % всех кооперативов, и, как следствие, подлежащих размещению в столицеили других крупных городах. При этом СКПК, создаваемые на уровне сельского поселения(в условиях личного знакомства членов между собой), действуют на территории от Смоленскойобласти до Республики Саха (Якутия) и от Архангельской до Астраханской областей.
Кроме того, авторы законодательнойинициативы прогнозируют возникновение у СРО в сфере финансового рынка собственныхинтересов. Так, для сохранения статуса СРО будут проявлять повышенную предвзятостьпо отношению к слабейшим СКПК. Саморегуляторы будут избирать наиболее жестокие санкции(в форме штрафов или исключения из СРО, что равносильно ликвидации). Ведь, в противномслучае сама СРО оказывается перед перспективой исключения из реестра Центробанка.
В этих условиях, отмечают самарскиедепутаты, неизбежно возникнет недоверие сельского населения к вновь создаваемымСРО, функцией которых станет не помощь в развитии кооперации, а ужесточение и удорожаниерегулирования. Таким образом, значительная часть кооперативов прекратит свою деятельность,сельскохозяйственные товаропроизводители на годы вперёд будут воздерживаться отсоздания новых кооперативов. Сократится предоставление заемных средств малым формамхозяйствования на селе. Эскалация данного процесса окажет негативное влияние надостижение целей устойчивого развития сельских территорий, реализацию национальногопроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательскойинициативы» на сельских территориях.
«В связи с этим целесообразно отложитьприменение нормы … об обязательном членстве сельскохозяйственных потребительскихкредитных кооперативов в саморегулируемых организациях на период до стабилизацииколичества кооперативов, продолжающих деятельность, и возобновления создания новыхкооперативов», - говорится в пояснительной записке к законодательной инициативе.
В тексте самой инициативы указано,что такая стабилизация наступит 1 января 2025 года.
«В части2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 292 …. слова «с 1 января 2020года» заменить словами «с 1 января 2025 года», - говорится в проекте законодательнойинициативы.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru