1. Главная
  2. Новости
  3. Целесообразность создания СРО на железнодорожном транспорте под вопросом
Новости

212

Целесообразность создания СРО на железнодорожном транспорте под вопросом

 Целесообразность создания СРО на железнодорожном транспорте под вопросомДискуссия о необходимости создания единой саморегулируемой организации (СРО) на железнодорожном транспорте тянется уже два года и, похоже, что она далека до завершения.
На одном из последних заседаний в ФАС России, кстати, ведомство и лоббирует создание СРО на ж/д транспорте, в очередной раз была поднята эта тема. В частности, высказана точка зрения, что СРО может стать базой для организации единой торговой площадки по торговле транспортными услугами, а также будет выполнять регуляторные и контрольно-надзорные функции. Однако данная инициатива, по мнению экспертов, является весьма туманной.
Скептически к созданию СРО на железнодорожном транспорте относится генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. По его словам, в настоящее время регулированием железнодорожного транспорта занимаются шесть ведомств: Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, ФСТ, Росжелдор и Ространснадзор. Еще часть регуляторных функций выполняет РЖД. Причем между госорганами на протяжении всей реформы отрасли возникали разногласия по поводу методов, инструментов и мотивов регулирования. Между тем, без единой позиции регуляторов невозможно изменение текущей нормативной базы для создания условий работы частных перевозчиков на сети железных дорог. В таких условиях сформировать единую государственную регуляторную политику по новому субъекту рынка — СРО — будет очень непросто, полагает Юрий Саакян.
По его мнению, у предполагаемой СРО не определены границы деятельности. Главной услугой ж/д транспорта является перевозка грузов и пассажиров. А заинтересованные стороны предметно обсуждали пока лишь сферу предоставления вагонов под перевозку, что является второстепенной услугой наряду с ремонтом вагонов и т.д.
Также создание СРО в данной сфере затруднено неопределенностью данного вида деятельности. То есть не до конца проясненным остается вопрос об объекте саморегулирования. Федеральные ведомства не рассматривают перевозку грузов в качестве рыночной сферы (хотя фактически она является таковой), в которой возможна конкуренция не только частного перевозчика с общесетевым, но и общесетевого с частным по цене, публичности услуги и т.д. В результате предмет саморегулирования в перевозках как таковых отсутствует. Если создаются стандарты деятельности и происходит либерализация регулирования в сфере перевозок (а не предоставления вагонов), то такие условия должны распространяться на всех перевозчиков: и РЖД, и частных, против чего, кстати, выступают некоторые ведомства. Таким образом, целесообразность создания СРО также ставится под сомнение сохранившимся технологическим и управленческим единством производственного процесса всех участников перевозок и единой диспетчеризацией.
Кроме того, если СРО будет создана, то издержки операторов повысятся, так как они столкнутся с необходимостью регулярно выплачивать членские взносы, причем достаточно существенные. Повышение расходов операторов сразу отразится на цене услуг и соответственно приведет к росту затрат пользователей. Появление своего рода «имущественного ценза» для участников рынка приведет к изменению его структуры. С рынка уйдут небольшие компании. Уменьшение на рынке доли малых операторов, в свою очередь, может закончиться переключением их клиентуры на другие виды транспорта, прежде всего, автомобильный, который является основной альтернативой в данном сегменте. Поэтому внедрение механизма СРО на железнодорожном транспорте в текущих условиях приведет к росту транспортных затрат, что ляжет дополнительным бременем на потребителя, и снижению технологической устойчивости перевозочного процесса, считает Саакян.
Сегодня, на основе проведенных Институтом проблем естественных монополий расчетов, мы можем утверждать, что отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности в России нецелесообразно. Слепое копирование европейской модели полного разделения инфраструктурной и перевозочной деятельности приведет к значительному росту затрат на перевозки грузов, который, по нашим оценкам, может составить до 32%. Столь радикальные изменения не помогут в решении существующих проблем, а лишь принесут новые. В итоге железнодорожная отрасль России окажется в глубоком кризисе, констатирует Юрий Саакян.

Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет в Москве семинар по контролю за госзаказом для специалистов СРО
07.11.2025

НОСТРОЙ проведет в Москве семинар по контролю за госзаказом для специалистов СРО

14 ноября 2025 года в Москве состоится семинар для сотрудников саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, посвященный контролю за исполнением государственных и муниципальных контрактов. Мероприятие организует Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Его ключевой задачей является повышение практических навыков специалистов, осуществляющих мониторинг деятельности строительных компаний-членов СРО.
Комитет НОСТРОЙ по жилищному строительству обсудит создание рабочей группы для мониторинга рынка ипотеки и проектного финансирования
07.11.2025

Комитет НОСТРОЙ по жилищному строительству обсудит создание рабочей группы для мониторинга рынка ипотеки и проектного финансирования

10 ноября пройдет Очередное заседание Комитета по жилищному строительству Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Мероприятие, которое состоится в формате видео-конференц-связи (ВКС), будет посвящено ключевым вопросам мониторинга финансовых потоков в строительной отрасли, в частности, созданию специального органа для отслеживания динамики ипотечного и проектного кредитования.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн