СРО разрешат проводить аккредитацию образовательных программ
Госдума приняла в первом чтении законопроект о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Изменения вносятся в статью 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Представляя документ, первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, отметила, что в нём предлагается закрепить лишь положения, касающиеся профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, исключив положения об общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
«Согласно законопроекту, проводить аккредитацию могут работодатели и их объединения, а также саморегулируемые организации. Они должны будут сами определить порядок обращения за аккредитацией, срок её действия, порядок аннулирования и другие вопросы. С 2016 года будет вестись перечень организаций, проводящих аккредитацию», — отметила замминистра.
Законопроектом предусматривается уточнение предмета такой аккредитации (помимо профессиональных образовательных программ включаются основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы). Также перечень организаций, которые вправе проводить указанную аккредитацию, дополняются СРО, а перечень организаций, проводящих указанную аккредитацию, формируется федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, с 01 января 2016 года.
«Организация, которая проводит указанную аккредитацию, наделяется полномочиями устанавливать также правила обращения к ней организаций, осуществляющих образовательную деятельность с целью получить аккредитацию, а также срок действия аккредитации и основания лишения аккредитации.
Документом уточняется перечень доступной информации о проведении аккредитации и её результатах. Речь идёт о порядке и стоимости проведения аккредитации, сведениях об аккредитованных образовательных программах с указанием реализующих их организаций, рейтингах аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих их организаций, а также методика составления этих рейтингов. Организации, проводящие аккредитацию, обязаны также размещать такую информацию на своих официальных сайтах в интернете.
Содокладчик председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отметил, что профильный Комитет и Совет по образованию и науке при председателе Госдумы пришёл к заключению, что документ подготовлен в соответствии с указом Президента.
«Надо сказать, что сейчас документ шире того поручения, которое давал Президент. Кроме того, высказывались замечания, которые отражены в заключении Комитета, и в решении Совета, и есть опасность, как бы мы не создали новую бюрократическую надстройку, которая осложнит жизнь многих наших образовательных учреждений», — отметил глава думского Комитета. Он подчеркнул, что ко второму чтению надо добавит нормы критерия отбора аккредитующих организаций.
«А сама аккредитация не должна быть обязательной, чтобы вузы не проходили аккредитацию своих многочисленных программ. Также комитет считает, что недостатки могут быть устранены в ходе работы ко второму чтению, в которой приглашаем принять участие представителей всех фракций», — подытожил депутат.
Его поддержала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко. Она рассказала, что сегодня разрыв между знаниями, которые получил выпускник вуза и компетенции, которые ему нужны при работе, начинают нарастать. Парламентарий привела статистику, согласно которой, 51 процент выпускников вузов высказался, что им не хватает компетенций, чтобы работать.
Вопрос Наталье Третьяк в ходе обсуждения задал член думского комитета по науке и наукоёмким технологиям Ахмат Эркенов. Он спросил какие именно саморегулируемые организации будут проверять эту аккредитацию. Замминистра ответила, что здесь речь идёт о СРО различных экономических отраслей работодателей.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru