Саморегулирование фармацевтической деятельности в Польше
Польская фармацевтическая палата
Польская фармацевтическая палата была создана летом 1939 года. Однако, из-за начала Второй мировой войны ее деятельность началась только после освобождения Польши в конце Второй мировой войны, и продолжалась до 1951 года, когда была распущена новыми властями и были национализированы все аптеки в Польше.
Идея воссоздание Палаты в качестве самоуправляемой организации появились в период политических и экономических изменений, которые произошли в конце 1980-х годов. В апреле 1991 г. Сеймом (польский парламент) был принят Закон «О фармацевтической палате». Однако, потребовалось еще несколько месяцев, чтобы организовать Первый национальный фармацевтический конгресс, который состоялся в декабре 1991 года. На Конгрессе былы приняты решения по организации саморегулируемой организации — Фармацевтической палаты, сформирована структура Палаты, избраны представители руководящих органов Палаты, сформулированы главные задачи организации на ближайшее время.
Согласно вышеупомянутому закону региональные фармацевтические палаты – это самоуправляемые профессиональные организации провизоров, защищающие свои профессиональные, социальные и экономические интересы. Всего в республике работают 22 автономные региональные палаты и Верховная польская фармацевтическая палата.
В России, на данный момент зарегистрировано 12 федеральных профессиональных организаций фармацевтической отрасли, однако они пока не принимают такого активного участия в ее регулировании, как их польские коллеги, поэтому на недавнем Всероссийском съезде фармацевтических работников, было принято решение о создании новой организации, которая внедряла бы принципы саморегулирования в этой жизненно важной сфере человеческой деятельности.
Высшим органом самоуправления является Национальный фармацевтический конгресс, который созывается Польской фармацевтической палатой раз в 4 года.
Основные обязанности национального фармацевтического конгресса:
- разработку принципов профессиональной этики и деонтологии;
- определение основных направлений деятельности до следующего конгресса;
- принятие принципов финансовой деятельности палат;
- выборы в руководящие органы Палат и оценку их деятельности в предыдущий срок.
Польская фармацевтическая палата является высшим органом самоуправления и состоит:
- Высшего фармацевтического Совета;
- Верховной ревизионной комиссии;
- Высшего фармацевтического суда;
- Высшего ответственного комиссара.
Высший фармацевтический Совет (состоит из 45 членов – 24 делегатов, избранных Национальным фармацевтическим конгрессом, 20 председателей региональных палат и Председателя Совета) координирует деятельность местных палат и Национального фармацевтического конгресса, в частности, обеспечивает выполнение решений Национального конгресса, контролирует реализацию указаний, данных региональным органам, координирует и контролирует деятельность территориальных палат, осуществляет представительные функции, дает заключения по проектам правовых актов, касающихся деятельности аптек, а также проектам внутренних положений о деятельности общенациональной и региональных палат.
Рабочим органом Совета является Президиум, который в настоящее время состоит из 11 человек - Председатель Совета, двух заместителей Председателя, секретарь, казначей и 6 рядовых членов. Высший фармацевтический Совет также является органом, принимающим решения о признании квалификации провизоров согласно правилам ЕС, указанных в директиве 2005/36/ЕС.
Верховная контрольно-ревизионная комиссия - контролирует финансово-хозяйственную деятельность фармацевтической палаты.
Верховный фармацевтической суд - решает вопросы, связанные с профессиональной деятельностью фармацевтических работников.
Высший комиссар по вопросам профессиональной ответственности - ведет расследования, с целью определения меры профессиональной ответственности членов Палаты.
Внутренняя структура региональных палат аналогична стуктуре общенациональной палаты.
Членство в палате является обязательным для всех фармацевтов, которые выполняют профессиональные услуги согласно статье 44 ЕС директивы 2005/36/ЕС. Фармацевты должны зарегистрироваться в качестве членов в соответствующей региональной палате и должны получить «профессиональную лицензию фармацевта», выданного в данной региональной палате.
Провизоры, которые не были активными в течение пять и более лет, но хотят вернуться к своей профессии, должны сообщить об этом в соответствующую региональную палату, и пройти дополнительное обучение длительностью не более 6 месяцев.
Специалисты, работающие в аптеках, должны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию и принимать участие в системе непрерывного профессионального обучения. Необходимо собрать 100 очков в течение пятилетнего цикла обучения для выполнения этого обязательства, необходимого для того, чтобы легально заниматься своей профессиональной деятельностью. Количество баллов, начисляемых за каждый тип образовательной деятельности, указаны в отдельном правительственном регламенте.
Все члены самоуправления:
- могут избирать и быть избранными в органы Палаты;
- могут обращаться к фармацевтической палаты с любыми вопросами, касающимися их непрерывного профессионального развития и условий безопасности труда, необходимых для выполнения профессии фармацевта;
- могут обратиться к фармацевтической палате, когда нуждаются в правовой защите, а также с просьбой о какой либо другой помощи;
- оценивать поведение членов организации в профессиональной деятельности, с точки зрения профессиональной этики и законности.
Фармацевтическая суды могут принимать следующие постановления:
- предупреждение;
- выговор;
- приостановление лицензии на срок от 2 месяцев до 3 лет;
- отзыв профессиональной лицензии.
Бюджет палат формируется за счет обязательных членских взносов, наследства, даров и пожертвований, предпринимательской деятельности и государственных субсидий на покрытие расходов, пошлин за выдачу документов о признании прав осуществления профессии, профессиональных лицензий.
В целом можно сказать, что деятельность Польской фармацевтической палаты и ее структура во многом схожа с деятельностью и структурой профессиональных саморегулируемых организаций в других сферах экономической и общественной жизни Республики Польша, которую на данный момент можно назвать государством с развитой системой саморегулирования и давними традициями в этой области.
<СРО в мире> <СРО в ЕС> <СРО в Польше>