Саморегулирование рекламной деятельности в США
Область рекламы в США можно считать наиболее успешной в плане саморегулирования. Еще в начале XX века здесь вначале появились клубы рекламы, а потом созданные в 1911 г. комитеты бдительности. Данные клубы и комитеты старались воспрепятствовать неэтичному поведению недобросовестных рекламодателей, что бросало тень подозрения на всех бизнесменов, рекламирующих свое дело.
Комитеты в последствии трансформировались в Бюро по улучшению деловой практики (Better Business Bureau). В нашей стране, в отличие от США, функции главного регулятора лежат на государстве – прежде всего Федеральной антимонопольной службе. Тем не менее существует ряд саморегулируемых организаций (Рекламный совет России, Всероссийская лига защитников потребителей), но их роль в регулировании рекламы пока несравнима с североамериканскими и западноевропейскими).
Введение кодекса этических норм в сфере рекламы связано с именем Самуэля С. Доббса – президента компании Кока-Кола. В 1911 году, благодаря тщательному изучению работы рекламодателей, восприятию рекламы населением, а так же отношения к ней, были сформулированы «Десять заповедей рекламы».
В ноябре 1911 году издатель Джон И. Ромер предложил организовать так называемые «Комитеты Бдительности». В марте 1912 г. нью-йоркский комитет, в состав которого вошло 33 человека (предприниматели, общественные деятели, университетские преподаватели), опубликовал памфлет «Война с нечестной рекламой». В первые б месяцев работы комитета удалось расследовать около 100 случаев и добиться положительных изменений в текстах реклам. Если первоначально комитеты были ориентированы на представителей бизнеса и их интересы, то со временем, по мере роста влияния потребительских организаций, произошла трансформация их деятельности – комитеты пошли навстречу интересам потребителей. Одним из переломных моментов в истории взаимоотношений американских потребителей и бизнес-сообщества стала конференция в Буффало, в 1939 году, которая стала важным шагом на пути их сотрудничества.
Деятельность комитетов по улучшению деловой практики постепенно расширялась, и помимо рекламы, под контроль Бюро стали попадать и действия бизнеса в других сферах. В настоящее время это еще и центр внесудебного разрешения споров. У Бюро есть досье на большинство компаний, представленных на американском рынке, и любой потребитель может обратиться с запросом о получении информации о том как данная компания соблюдает свои обязательства и выстраивает взаимоотношения с клиентами. Комитеты также занимаются образовательной и просветительской деятельностью – через средства массовой информации. Центральный Совет БББ, объединяющий все комитеты страны, вместе с Национальной Ассоциацией рекламодателей, Американской Федерацией рекламы и Американской Ассоциацией рекламных агентств создал Национальный рекламный комитет (National Advertising Review Board - NARB). В рамках комитета был разработан рекламный кодекс, который ориентирован на недопущение недобросовестной конкуренции, дискредитации конкурентов, и использования рекламы в этих целях.
Работа комитетов настолько эффективна, что США до сих пор обходились без свода федеральных законов, которые бы регулировали рекламную деятельность. В последние годы американская общественность столкнулась с массовым явлением недостоверной и неэтичной рекламы в сети Интернет, однако государство отстранилось от решения этой проблемы, дав возможность бизнес-сообществу справиться с этой проблемой самостоятельно – действительно, в настоящее время уже есть разработанная концепция создания и работы специализированного контрольного бюро, которое будет препятствовать негативным проявлениям в интернет-рекламе.
<СРО в мире> <СРО в США>