Алгоритм действий СРО при принятии решения о выдаче займа своему члену
НОСТРОЙ доработал методические указания по предоставлениюзаймов членам СРО и оценке их финансового положения. Информацией с нашимпорталом поделилась пресс-служба саморегулируемой организации «Балтийскийстроительный комплекс».
7 июля состоялось совещание на тему: «Предоставлениесаморегулируемыми организациями займов своим членам». Онлайн-встречу посетили представителиМинстроя, НОСТРОЙ и отраслевых СРО. По итогам совещания Нацобъединение доработалометодические указания по предоставлению займов и оценке финансового положениячленов СРО, подготовленные в соответствии с постановлением Правительства № 938от 27.06.2020 года.
Методические рекомендации предусматривают алгоритм действийсаморегулируемой организации по принятию решения о предоставлении займа своему члену.Также в документе описан порядок подачи и рассмотрения заявки на получениезайма и процедура оценки финансового состояния члена СРО, претендующего наполучение займа. Кроме того, в рекомендациях НОСТРОЙ рассказал саморегуляторам отом, как рассчитать размер средств компенсационного фонда, которые могут бытьиспользованы для выдачи займов.
Принятие решения овыдаче займа члену СРО
Согласно методичке НОСТРОЙ, решение о предоставлении займапринимает Общее собрание СРО, созванное по инициативе органов управления СРО (коллегиальногоили единоличного исполнительного органа).
«В целях реализации права на предоставление займов своимчленам ПДКОУ (постоянно действующий коллегиальный орган управления) или ИО (исполнительныйорган) саморегулируемой организации … принимает решение о созыве ОС СРО (Общегособрания СРО). В повестку ОС СРО включается вопрос о предоставлении займовсаморегулируемой организации», - говорится в документе НОСТРОЙ.
Организация порядка предоставления займов отнесена к исключительнойкомпетенции Общего собрания СРО. Решения по таким вопросам принимаются в очнойформе. При этом Нацобъединение допустило использование средств дистанционноговзаимодействия при проведении Общих собраний СРО.
«Решения ОС СРО с использованием средств дистанционного взаимодействияв режиме видеоконференции должны приниматься с учетом особенностей организации.Порядок проведения заседаний высшего и иных органов юридических лиц, в том численекоммерческих организаций, определяется их уставами и законодательством РоссийскойФедерации. … Квалифицирующим признаком очной формы проведения собрания, иногозаседания высшего органа некоммерческой организации является возможностьустановления факта присутствия на нем соответствующих лиц», - указано в рекомендацияхНОСТРОЙ.
В связи с этим использованиеинформационно-телекоммуникационных технологий для проведения дистанционного Общегособрания возможно при соблюдении всех квалифицирующих признаков и правил (определениеволеизъявления лиц, участвующих удаленно, ведение подсчета голосов). Для подтвержденияучастия заинтересованных лиц в собрании следует использовать системуидентификации и контроля доступа.
Отмечается, что дистанционный способ проведения собраний менеезатратен с финансовой точки зрения и более оперативен, что важно в случае необходимостипринятия срочных корпоративных решений. При этом в НОСТРОЙ пояснили, что прииспользовании информационно-телекоммуникационных технологий для проведения Общегособрания необходимо четко разграничивать его очную и заочную формы. Последствиянарушения порядка проведения собраний предусмотрены статьями 181.3 – 181.5 Гражданскогокодекса.
Также в методических рекомендациях Нацобъединения указано,что новые правила, касающиеся займов, не требуют внесения изменений в Устав СРОв части ее функций, прав и обязанностей.
«Саморегулируемая организация наряду с определенными ч. 3ст. 6 закона 315-ФЗ правами имеет иные права, если ограничение ее прав непредусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами (ч. 4ст. 6 закона 315-ФЗ). Цели формирования компенсационного фонда как способаобеспечения ответственности членов саморегулируемой организации (ч.2 ст. 55.16ГрК РФ, ч. 1 ст. 13 закона 315-ФЗ) не меняются», - пояснил в НОСТРОЙ.
При этом саморегуляторам рекомендовано внести изменения вположение о компфонде обеспечения договорных обязательств, дополнив его отдельнойглавой или разделом. Примерная форма таких правок также отражена в методическихрекомендациях НОСТРОЙ.
«Соответствующая глава (раздел) должна содержать процедурупредоставления займов, определять размеры займов для одного членасаморегулируемой организации, значение процентов за пользование такими займами,срок их предоставления, цели предоставления займов, требования к членам саморегулируемойорганизации, которым могут быть предоставлены указанные займы, порядок и срокирассмотрения заявок на получение займов и принятия решений о предоставлении займов,порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам,основания для отказа в предоставлении займа», - предлагает Нацобъединение.
Кроме того, в рекомендациях указано, что Общее собрание СРО можетнаделить коллегиальный орган полномочиями по предоставлению займов. Соответствующиеизменения могут не вноситься в Устав СРО, если он уже относит к компетенции коллегиальногооргана решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции Общегособрания и компетенции исполнительного органа. В противном случае такимиполномочиями следует наделить исполнительный орган, либо в устав СРО необходимовнести изменения. Также НОСТРОЙ напомнил саморегуляторам о необходимости сообщатьв надзорный орган о внесении изменений в Устав.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru