Сочи поддержали идею САМОрегулирования: бизнес отрегулируется САМ
Что лучше лицензии и тотальный государственный контроль или самостоятельность и материальная ответственность бизнеса за результаты своей деятельности? Похоже, СРО серьезно наступают на пятки чиновникам. Сперва на саморегулирование перешли арбитражные управляющие, потом оценщики. Сфера ЖКХ тоже вводит СРО: летом выдано свидетельство 001 СРО Управляющих компаний. Проект "Управдом" стал и вовсе партийным - его активно поддержали Единороссы. В нескольких шагах от перехода на принципы саморегулирования аудиторы. Транспортные компании, кадастровые инженеры и даже медицина и косметология тоже начинают саморегулируемую революцию: в частности, о желании принимать реальное участие в регулировании своей деятельности и необходимости материально отвечать за результаты своей профессиональной и предпринимательской деятельности говорят не только коммерческие клиники, но и государственные доктора.
Саморегулирование - необходимый пазл картины инвестиционной привлекательности нормально развивающегося государства с рыночной экономикой. Любой потребитель должен иметь гарантированную материальную ответственность поставщика любых товаров, работ и услуг. Только в этом случае у нас появятся объективные аудиторские заключения, грамотные архитектурные проекты, наши дороги наконец-то станут ровными, длинными и широкими, по ним будут «бегать» качественные рейсовые автобусы, за рулем которых будут сидеть профессиональные водители.
Вопросы и проблематику развития саморегулирования в нашей стране решили затронуть в рамках столь значимого мероприятия, как международный экономический форум "Сочи 2009", Министерство экономического развития России и Комитет Государственной Думы ФС РФ по собственности. Модератором круглого стола выступил председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по собственности Виктор Плескачевский. Участники круглого стола наглядно продемонстрировали - и бизнес-сообщество и профессионалы, и самое главное потребители - готовы к тому что профессиональное бизнес-сообщество должны самостоятельно устанавливать стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, подтвердили готовность к страхованию своей ответственности.
В качестве основных спикеров мероприятия выступили Андрей Шаров - директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России; а также Петр Шелищ - председатель Союза потребителей Российской Федерации; Александр Галушка - президент Российской коллегии оценщиков (РКО); Леонид Казинец - президент Корпорации "Баркли"; Евгений Богомольный - депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по собственности и Екатерина Семенова - депутат Государственной Думы, член Комитета по собственности.
Темами обсуждения стали:
- возможности саморегулирования, как более эффективного механизма регулирования отношений и повышения качества эксплуатации объектов недвижимости в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- презентация проекта "Введение института саморегулирования в сфере реформирования ЖКХ";
- принципы создания и утверждения профессиональных и отраслевых стандартов и технических регламентов в деятельности СРО;
- механизмы обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций.
- оценочная деятельность и первые результаты перехода на новую систему регулирования;
- саморегулирование деятельности арбитражных управляющих как механизм объективизации процессов в сфере несостоятельности и банкротства;
- аудиторская деятельность и проблемы становления системы саморегулирования;
- возможности и объективные предпосылки становления саморегулирования в сфере страхования, водоснабжения, деятельности кадастровых инженеров, патентных поверенных, медицинских услуг, транспорта, технической экспертизы.
Открывая мероприятие, модератор круглого стола - Виктор Плескачевский обозначил его основную цель: "Наша задача - донести до всех заинтересованных лиц понимание механизма саморегулирования. При этом, незаинтересованных лиц в данном процессе просто нет. Каждый из нас - потребитель, и многие - производители".
Председатель Комитета по собственности особо подчеркнул: "Профессионалы-практики лучше чиновников знают о том, как сделать свою работу качественной и безопасной. Значит, государство может их "нанять" для того, чтобы они сами контролировали обеспечение безопасности и должного уровня качества".
Андрей Шаров - директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России однозначно дал понять, что саморегулирование в нашей стране уже началось и обратной дороги нет: "Пока тема саморегулирования нуждается в рекламе и разъяснении. Но я уверен, что уже через два года множество профессионалов и компаний будут членами саморегулируемых организаций. Альтернативы саморегулированию нет - государство не способно качественно контролировать многие виды бизнеса. У него просто нет таких специалистов, которые могли бы переводить на юридический язык все отраслевые инновации, правила и технологии. Особенно в сферах, связанных с публичными интересами контроль со стороны саморегулируемых организаций может быть гораздо более эффективным чем, государственный контроль. Тем более, что от государственного контроля потребитель может получить только моральное удовлетворение. А у СРО есть институт коллективной ответственности - компенсационный фонд".
Профессионалы и эксперты, представители таких отраслей, как транспорт, медицина, аудит, кадастровая оценка говорили о том, что у всех них есть серьезные профессиональные и предпринимательские проблемы.
Например, по словам Станислава Швагеруса (руководителя Саморегулируемой Ассоциации Автомобильных Перевозчиков): "Отмена лицензирования в 2005 году перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования, без создания системы саморегулируемых организаций, привела к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. На сегодняшний день, число субъектов предпринимательской деятельности по самым разным экспертным оценкам достигло более одного миллиона. Но при этом, официальный учет в транспортной отрасли не ведется с 2005 года. При этом по опять же экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечают современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 000 000 единиц. Сломана система автотранспортных предприятий, практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки. В данный момент в России лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, под контролем Ространснадзора находятся всего 78 000 лицензиантов, общей численностью 360 000 транспортных средств, или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в Российской Федерации."
Наталья Ушакова (вице-президент по социальной политике общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА") обозначила основные проблемы государственной и платной медицины в нашей стране: "Медицина это не только от 3% до 10% расходов ВВП в разных странах, это прямое воздействие на здоровье человека . Преуспевающая экономика и либеральная политика невозможны в государстве с больными гражданами. Врачебные ошибки, недоступность и низкое качество медицинской помощи в России - сегодня это головная боль не только пациентов, а в их лице государства, но и главное- самих производителей медицинских услуг- российских врачей". По словам Ушаковой медицина и высокие технологии на сегодняшний день неразрывны, более того именно за высокими технологиями и есть наше медицинское будущее: "На сегодняшний день платная медицина - это не просто бизнес, связанный со здоровьем, а это прежде всего оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и государственная помощь в виде госзаказов на эти виды медпомощи. ВМП - это операции на открытом сердце , трансплантация сердца , почек . печени, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга , лечение наследственных и системных заболеваний, тяжёлых форм эндокринной патологии, хирургия высокой степени сложности, репродуктивные технологии и современные методы выхаживания детей первого года жизни. Госзаказ на ВМП - это с одной стороны избавление от недугов тысячей пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, а с другой стороны это стабильность и путь к успеху в условиях кризиса для частных учреждений здравоохранения. Сегодня в России такая помощь оказывается за счёт федерального бюджета и на основании государственного задания, которое формирует Минздравсоцразвития, ориентируясь на заявки регионов . Другими словами речь тут идёт о специальных государственных квотах. И тут возникает очень серьезная проблематика. Ведь 18400 пациентов, получивших ВМП в 2008 году или 22700 человек, которые получат её в 2009 году - это лишь "капля в море" учитывая численность населения России и состояние его здоровья. И дело тут не только в деньгах. Данная отрасль, данный вид бизнеса мало похож на простое "произведи-продай". Это бизнес долгосрочный, по началу и вовсе затратный, я бы сказала очень капиталоемкий, и в известном смысле инвестиционный, причём в России с мало предсказуемой доходностью. Да и ещё зависящий во многом не столько от макроэкономических факторов , а сколько от настроений в коридорах власти+ Но в то же время, российский рынок ВМП на сегодняшний день продолжает оставаться одним из самых привлекательных в мире. Почему? Именно потому, что рынок высоких технологий в России только-только начинает развиваться. Он ещё очень далёк от насыщения и будет развиваться опережающими темпами по сравнению с европейским и американским, и Россия будет драйвером роста для компаний этого сегмента здравоохранения. По уровню развития ВМП сегодня мы отстаём от всех развитых стран. Например стентирование (введение в сузившийся кровеносный сосуд, питающий сердечную мышцу стента - тонкой металлической трубки, изготовленной из специального сплава и покрытой лекарственным веществом). Это стандартный для развитого мира метод лечения ИБС , в России производится около 300 таких операций в год на миллион населения, а в США -2000, для сравнения в Чехии и Польше - 1000-1400. Похожая ситуация и по другим видам: ВМП-имплантация тазобедренных и коленных суставов, хирургическое вмешательство с использованием лапароскопических и эндоскопических технологий. Ещё один показатель, который может быть интересен - число специалистов в этих областях. Интервенционных кардиологов (у нас даже нет такой специальности), которые выполняют процедуру стентирования в России меньше 700, а нужно более 3000.То есть при том , что в России врачей больше, чем в других странах мира в расчёте на душу населения, тех кто умеет работать с высокими технологиями на ежедневной основе существенно меньше. Равные условия доступа к участию в аукционах на выполнение высокотехничных медицинских услуг по системе госзаказа для ЛПУ всех форм собственности не только даст толчок к развитию здоровой конкуренции, но и уменьшит коррупционную составляющую этого сегмента рынка, а кроме того поднимет на мировой уровень подготовку российских врачей - специалистов".
Большое внимание участников круглого стола было уделено теме ЖКХ - настоящему и будущему института добровольного саморегулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В рамках Международного форума "Сочи-2009" был представлен новый проект "Единой России" - "Добровольное саморегулирование в сфере управляющих компаний и создание ассоциаций ТСЖ". На сегодняшний день об заинтересованности и поддержке данного проекта заявили уже более сорока регионов страны. А в пяти субъектах РФ ведется активная подготовка к получению статуса саморегулируемых организаций некоммерческими организациями, объединяющими управляющие компании. Эти сообщества создаются в рамках закона 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Еще восемь подобных сообществ заявили о настроении начать подготовку.
Подвел итоги круглого стола Виктор Плескачевский: «Сегодня в мире в условиях финансового кризиса обсуждают возможности усиления государственного регулирования. Но при более внимательном рассмотрении речь идет о праве государства с помощью законов установить новые дополнительные требования и к самим участникам рынка и к их регуляторам - но не посредством, т.е. «ручном» регулировании чиновником. В профессиональной части сегодня обсуждается сочетание государственного и само регулирования для целей повышения ответственности участников деятельности. Таким образом, наилучший подход сегодня звучит так: во всех отраслях, где бизнес может причинить ущерб неограниченному кругу лиц – регулирование является обязанностью государства. Но при этом оно может выбрать форму: непосредственно через лицензирование или на аутсорсинге – через саморегулирование. В российском варианте государство постепенно уходит из процесса регулирования, оставляя за собой функцию арбитра, но передавая функцию нормирования и контроля за соответствием специальным некоммерческим организациям – СРО. Таким образом, лицензирование со слабой ответственностью чиновника заменяется материально-ответственным саморегулированием».
специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России»
www.all-sro.ru