1. Главная
  2. Статьи
  3. Сочи поддержали идею САМОрегулирования: бизнес отрегулируется САМ
Статьи

258

Сочи поддержали идею САМОрегулирования: бизнес отрегулируется САМ

В рамках VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОРУМа "СОЧИ 2009" прошел Круглый стол "Этапы становления саморегулирования в различных отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности".

 Сочи поддержали идею САМОрегулирования: бизнес отрегулируется САМЧто лучше лицензии и тотальный государственный контроль или самостоятельность и материальная ответственность бизнеса за результаты своей деятельности? Похоже, СРО серьезно наступают на пятки чиновникам. Сперва на саморегулирование перешли арбитражные управляющие, потом оценщики. Сфера ЖКХ тоже вводит СРО: летом выдано свидетельство 001 СРО Управляющих компаний. Проект "Управдом" стал и вовсе партийным - его активно поддержали Единороссы. В нескольких шагах от перехода на принципы саморегулирования аудиторы. Транспортные компании, кадастровые инженеры и даже медицина и косметология тоже начинают саморегулируемую революцию: в частности, о желании принимать реальное участие в регулировании своей деятельности и необходимости материально отвечать за результаты своей профессиональной и предпринимательской деятельности говорят не только коммерческие клиники, но и государственные доктора.

Саморегулирование - необходимый пазл картины инвестиционной привлекательности нормально развивающегося государства с рыночной экономикой. Любой потребитель должен иметь гарантированную материальную ответственность поставщика любых товаров, работ и услуг. Только в этом случае у нас появятся объективные аудиторские заключения, грамотные архитектурные проекты, наши дороги наконец-то станут ровными, длинными и широкими, по ним будут «бегать» качественные рейсовые автобусы, за рулем которых будут сидеть профессиональные водители.

Вопросы и проблематику развития саморегулирования в нашей стране решили затронуть в рамках столь значимого мероприятия, как международный экономический форум "Сочи 2009", Министерство экономического развития России и Комитет Государственной Думы ФС РФ по собственности. Модератором круглого стола выступил председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по собственности Виктор Плескачевский. Участники круглого стола наглядно продемонстрировали - и бизнес-сообщество и профессионалы, и самое главное потребители - готовы к тому что профессиональное бизнес-сообщество должны самостоятельно устанавливать стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, подтвердили готовность к страхованию своей ответственности.

В качестве основных спикеров мероприятия выступили Андрей Шаров - директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России; а также Петр Шелищ - председатель Союза потребителей Российской Федерации; Александр Галушка - президент Российской коллегии оценщиков (РКО); Леонид Казинец - президент Корпорации "Баркли"; Евгений Богомольный - депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по собственности и Екатерина Семенова - депутат Государственной Думы, член Комитета по собственности.

Темами обсуждения стали:

  • возможности саморегулирования, как более эффективного механизма регулирования отношений и повышения качества эксплуатации объектов недвижимости в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • презентация проекта "Введение института саморегулирования в сфере реформирования ЖКХ";
  • принципы создания и утверждения профессиональных и отраслевых стандартов и технических регламентов в деятельности СРО;
  • механизмы обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций.
  • оценочная деятельность и первые результаты перехода на новую систему регулирования;
  • саморегулирование деятельности арбитражных управляющих как механизм объективизации процессов в сфере несостоятельности и банкротства;
  • аудиторская деятельность и проблемы становления системы саморегулирования;
  • возможности и объективные предпосылки становления саморегулирования в сфере страхования, водоснабжения, деятельности кадастровых инженеров, патентных поверенных, медицинских услуг, транспорта, технической экспертизы.

Открывая мероприятие, модератор круглого стола - Виктор Плескачевский обозначил его основную цель: "Наша задача - донести до всех заинтересованных лиц понимание механизма саморегулирования. При этом, незаинтересованных лиц в данном процессе просто нет. Каждый из нас - потребитель, и многие - производители".

Председатель Комитета по собственности особо подчеркнул: "Профессионалы-практики лучше чиновников знают о том, как сделать свою работу качественной и безопасной. Значит, государство может их "нанять" для того, чтобы они сами контролировали обеспечение безопасности и должного уровня качества".

Андрей Шаров - директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России однозначно дал понять, что саморегулирование в нашей стране уже началось и обратной дороги нет: "Пока тема саморегулирования нуждается в рекламе и разъяснении. Но я уверен, что уже через два года множество профессионалов и компаний будут членами саморегулируемых организаций. Альтернативы саморегулированию нет - государство не способно качественно контролировать многие виды бизнеса. У него просто нет таких специалистов, которые могли бы переводить на юридический язык все отраслевые инновации, правила и технологии. Особенно в сферах, связанных с публичными интересами контроль со стороны саморегулируемых организаций может быть гораздо более эффективным чем, государственный контроль. Тем более, что от государственного контроля потребитель может получить только моральное удовлетворение. А у СРО есть институт коллективной ответственности - компенсационный фонд".

Профессионалы и эксперты, представители таких отраслей, как транспорт, медицина, аудит, кадастровая оценка говорили о том, что у всех них есть серьезные профессиональные и предпринимательские проблемы.

Например, по словам Станислава Швагеруса (руководителя Саморегулируемой Ассоциации Автомобильных Перевозчиков): "Отмена лицензирования в 2005 году перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования, без создания системы саморегулируемых организаций, привела к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. На сегодняшний день, число субъектов предпринимательской деятельности по самым разным экспертным оценкам достигло более одного миллиона. Но при этом, официальный учет в транспортной отрасли не ведется с 2005 года. При этом по опять же экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечают современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 000 000 единиц. Сломана система автотранспортных предприятий, практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки. В данный момент в России лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, под контролем Ространснадзора находятся всего 78 000 лицензиантов, общей численностью 360 000 транспортных средств, или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в Российской Федерации."

Наталья Ушакова (вице-президент по социальной политике общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА") обозначила основные проблемы государственной и платной медицины в нашей стране: "Медицина это не только от 3% до 10% расходов ВВП в разных странах, это прямое воздействие на здоровье человека . Преуспевающая экономика и либеральная политика невозможны в государстве с больными гражданами. Врачебные ошибки, недоступность и низкое качество медицинской помощи в России - сегодня это головная боль не только пациентов, а в их лице государства, но и главное- самих производителей медицинских услуг- российских врачей". По словам Ушаковой медицина и высокие технологии на сегодняшний день неразрывны, более того именно за высокими технологиями и есть наше медицинское будущее: "На сегодняшний день платная медицина - это не просто бизнес, связанный со здоровьем, а это прежде всего оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и государственная помощь в виде госзаказов на эти виды медпомощи. ВМП - это операции на открытом сердце , трансплантация сердца , почек . печени, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга , лечение наследственных и системных заболеваний, тяжёлых форм эндокринной патологии, хирургия высокой степени сложности, репродуктивные технологии и современные методы выхаживания детей первого года жизни. Госзаказ на ВМП - это с одной стороны избавление от недугов тысячей пациентов, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи, а с другой стороны это стабильность и путь к успеху в условиях кризиса для частных учреждений здравоохранения. Сегодня в России такая помощь оказывается за счёт федерального бюджета и на основании государственного задания, которое формирует Минздравсоцразвития, ориентируясь на заявки регионов . Другими словами речь тут идёт о специальных государственных квотах. И тут возникает очень серьезная проблематика. Ведь 18400 пациентов, получивших ВМП в 2008 году или 22700 человек, которые получат её в 2009 году - это лишь "капля в море" учитывая численность населения России и состояние его здоровья. И дело тут не только в деньгах. Данная отрасль, данный вид бизнеса мало похож на простое "произведи-продай". Это бизнес долгосрочный, по началу и вовсе затратный, я бы сказала очень капиталоемкий, и в известном смысле инвестиционный, причём в России с мало предсказуемой доходностью. Да и ещё зависящий во многом не столько от макроэкономических факторов , а сколько от настроений в коридорах власти+ Но в то же время, российский рынок ВМП на сегодняшний день продолжает оставаться одним из самых привлекательных в мире. Почему? Именно потому, что рынок высоких технологий в России только-только начинает развиваться. Он ещё очень далёк от насыщения и будет развиваться опережающими темпами по сравнению с европейским и американским, и Россия будет драйвером роста для компаний этого сегмента здравоохранения. По уровню развития ВМП сегодня мы отстаём от всех развитых стран. Например стентирование (введение в сузившийся кровеносный сосуд, питающий сердечную мышцу стента - тонкой металлической трубки, изготовленной из специального сплава и покрытой лекарственным веществом). Это стандартный для развитого мира метод лечения ИБС , в России производится около 300 таких операций в год на миллион населения, а в США -2000, для сравнения в Чехии и Польше - 1000-1400. Похожая ситуация и по другим видам: ВМП-имплантация тазобедренных и коленных суставов, хирургическое вмешательство с использованием лапароскопических и эндоскопических технологий. Ещё один показатель, который может быть интересен - число специалистов в этих областях. Интервенционных кардиологов (у нас даже нет такой специальности), которые выполняют процедуру стентирования в России меньше 700, а нужно более 3000.То есть при том , что в России врачей больше, чем в других странах мира в расчёте на душу населения, тех кто умеет работать с высокими технологиями на ежедневной основе существенно меньше. Равные условия доступа к участию в аукционах на выполнение высокотехничных медицинских услуг по системе госзаказа для ЛПУ всех форм собственности не только даст толчок к развитию здоровой конкуренции, но и уменьшит коррупционную составляющую этого сегмента рынка, а кроме того поднимет на мировой уровень подготовку российских врачей - специалистов".

Большое внимание участников круглого стола было уделено теме ЖКХ - настоящему и будущему института добровольного саморегулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В рамках Международного форума "Сочи-2009" был представлен новый проект "Единой России" - "Добровольное саморегулирование в сфере управляющих компаний и создание ассоциаций ТСЖ". На сегодняшний день об заинтересованности и поддержке данного проекта заявили уже более сорока регионов страны. А в пяти субъектах РФ ведется активная подготовка к получению статуса саморегулируемых организаций некоммерческими организациями, объединяющими управляющие компании. Эти сообщества создаются в рамках закона 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Еще восемь подобных сообществ заявили о настроении начать подготовку.

Подвел итоги круглого стола Виктор Плескачевский: «Сегодня в мире в условиях финансового кризиса обсуждают возможности усиления государственного регулирования. Но при более внимательном рассмотрении речь идет о праве государства с помощью законов установить новые дополнительные требования и к самим участникам рынка и к их регуляторам - но не посредством, т.е. «ручном» регулировании чиновником. В профессиональной части сегодня обсуждается сочетание государственного и само регулирования для целей повышения ответственности участников деятельности. Таким образом, наилучший подход сегодня звучит так: во всех отраслях, где бизнес может причинить ущерб неограниченному кругу лиц – регулирование является обязанностью государства. Но при этом оно может выбрать форму: непосредственно через лицензирование или на аутсорсинге – через саморегулирование. В российском варианте государство постепенно уходит из процесса регулирования, оставляя за собой функцию арбитра, но передавая функцию нормирования и контроля за соответствием специальным некоммерческим организациям – СРО. Таким образом, лицензирование со слабой ответственностью чиновника заменяется материально-ответственным саморегулированием».

Пост-релиз Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России»
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО
28.10.2024

НОСТРОЙ проведет заочную Окружную по СКФО

5 ноября состоится заочная Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн