1. Главная
  2. Статьи
  3. Белорусские аудиторы готовы к саморегулированию?
Статьи

178

Белорусские аудиторы готовы к саморегулированию?

 Белорусские аудиторы готовы к саморегулированию?5 ноября в Беларуси пройдет учредительное собрание национальнойАудиторской палаты, которая должна стать саморегулируемой организацией нааудиторском рынке. Соответствующую информацию на своем сайте опубликовало МинистерствоФинансов Республики Беларусь.

На учредительном собрании планируется избрать утвердитьустав Аудиторской палаты, избрать членов правления и контрольно-ревизионнойкомиссии. Текст устава палаты, а также требования к членам ее правлениядоступны на сайте Министерства.

«Аудиторская палата является единым органом самоуправленияаудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей,созданным в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторскойдеятельности». ….

Аудиторская палата действует на принципах независимости,законности, гласности, самоуправления, обязательного или добровольногочленства, равноправия членов Аудиторской палаты, доверия, добропорядочности ивзаимопомощи, - говорится в главном учредительном документе организации.

Первый официальный документ, регулирующий белорусских аудиторов,был утвержден Постановлением Совета министров № 367 «Оконтрольно-ревизионной службе» еще в 1991 году. Тогда Минфину, Госэкономплану иМинюсту было поручено организовать работу по созданию Аудиторской палаты РеспубликиБеларусь. Тогда же было утверждено Временное положение об аудиторскойдеятельности, согласно которому аудит могли проводить лица, аттестованные Аудиторскойпалаты, после сдачи ими экзаменов и получения квалификационного удостоверения(лицензии). При этом сама Аудиторская Палатапри Совмине являлась органом государственного управления, уполномоченным на лицензированиеаудита. Фактически Палата начала выдавать лицензии только с февраля 1993 года.

Однако из-за несовершенно нормативной базы, регулирующейаудиторскую деятельность, началась разработка специального отраслевого закона.Было созвано и проведено два республиканских съезда аудиторов. Самым сложным идолго обсуждаемым вопросом со стороны депутатов стал статус Аудиторской Палаты.

С одной стороны, аудиторы хотели независимый орган,сформированный по профессиональному признаку. С другой – существовало опасение,что без фиксирования из бюджета страны не хватит ресурсов на содержаниеорганизации.

В результате статья 7 Закона «Об аудиторской деятельности»установила, что организации или аудиторы в целях координации своейдеятельности, а также представления и защиты имущественных интересов могутсоздавать объединения организаций или аудиторов в порядке, установленномзаконодательством. При этом еще до принятия данного закона Совмин постановил упразднитьпрежнюю Палату и создать новый орган, который бы работал на принципах саморегулированияи самофинансирования (Постановление № 145 от 14.03.1994).

Однако позднее (Постановлением Совмина от 16.06.1994 № 454) наАудиторскую палату были возложены функции госрегулирования аудиторской деятельностии контроля за ней. При этом денежные средства, полученные Палатой за выдачу лицензий,в размере 50% оставались в ее распоряжении, а 50% – перечислялись в бюджетстраны.

В 1996 году Аудиторская палата довольно активно начала разрабатывать стандартыпо аудиту. Первым - стал «Порядок составления аудиторского заключения».Далее были разработаны: «Кодекс этики аудиторов» и «Договор и условияпроведения аудиторской проверки». Проекты стандартов, разработанные Палатой,передавались на экспертизу в международные организации (Британский институтдипломированных бухгалтеров) на их соответствие международным нормами принципам.

После 7 лет существования Палата была ликвидирована. Ееполномочия ушли Минфину в связи с принятием в 1999 году Декрета Президента «Онекоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторскойдеятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь».

В настоящее время в Беларуси существуют несколько общественныхобъединений аудиторов, которые стремится поднять статус пред­ставителей этойпрофессии. Однако большая часть участников рынка не входят ни в одно изаудиторских объединений. При этом в 2018 году белорусские депутаты рассмотрелив первом чтении законопроект, который предусматривает создание Аудиторскойпалаты, как единого органа самоуправления.

Мы продолжаем следить заразвитием института саморегулирования в мире. Об опыте саморегуляторов в Армении, Беларуси, Канаде, США, Казахстане читайтев наших публикациях.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн