Как СРО не допустить продажи «мертвых душ» специалистов
Один из инициаторов перехода саморегулируемых организаций строителей на региональный принцип формирования предлагает меры по борьбе с продажей фиктивных документов на специалистов по организации строительства, проектирования и инженерных изысканий.
С 2008 года идет противостояние государства и ответственного строительного сообщества, которые вместе создают гражданское общество, с деструктивными силами. То есть с теми, кто ранее паразитировал на государственном лицензировании строительной деятельности, а теперь зарабатывает на коммерциализации саморегулирования.При любой попытке навести порядок, эти деструктивные силы пытаются включить – как в законодательство, так и, особенно, в стандарты и другие внутренние документы СРО - положения, обеспечивающие дальнейшую коммерциализацию саморегулирования.
Если не предпринять чрезвычайных мер по борьбе с этим злом, то не удивлюсь, что вскоре в интернете вновь начнут процветать посредники, предлагающие руководителям коммерческих квази-СРО умножать число их членов. В том числе путем прямой криминальной продажи фиктивных документов на специалистов по организации строительства, проектирования и инженерных изысканий и других документов.
Поэтому большое значение имеют максимальная открытость и добросовестность разработки и ведения двух реестров:
- открытого общедоступного Национального реестра специалистов в области строительства (п.11, части 8, статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ);
- реестров членов саморегулируемых организаций.
По моему мнению, они должны стать органической частью Единого реестра членов саморегулируемых организаций, который обязано вести Национальное объединение, и в то же время, размещаться и на сайтах саморегулируемых организаций в сети «Интернет» (часть 1, статья 55.17 Градостроительного кодекса РФ).
Необходимо учесть, что законодатель предусмотрел ведение открытого Национального реестра специалистов в области строительства, частью которого должен стать реестр специалистов по организации строительства. Считаю, что предусмотренные Градостроительным кодексом РФ Национальные реестры должны формироваться с учетом их сопряжения в ближайшее время с информационными системами государственных органов контроля и надзора для их использования при верификации данных по специалистам в реестрах.
Для разработки Технического задания на программное обеспечение Единого реестра саморегулируемых организаций во взаимосвязи с Национальным реестром специалистов нужно провести открытый конкурс между разработчиками в ноябре этого года. Безальтернативность выбора влечет, по моему мнению, высокие репутационные риски, прежде всего, для руководства Национального объединения в случае некачественного исполнения технической части задачи или неполного выполнения требований законодательства по раскрытию информации.
Кроме того, считаю крайне необходимым предусмотреть следующие меры:
1). Четко и однозначно определить, кто такой специалист по организации строительства. Считаю, что специалист по организации строительства – это тот специалист, который закрепляется за конкретным объектом и обязан реально организовывать строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства.
2). Поскольку законодатель определил только необходимое минимальное количество специалистов по организации строительства у каждого члена саморегулируемой организации. Национальное объединение обязано разработать и принять Стандарт требований к членам СРО, в котором необходимо определить, от каких показателей должно зависеть необходимое количество специалистов по организации строительства (объемы необеспеченных обязательств, количество объектов в одно время, пропорции между КФ ВВ и КФ ОДО или что-то другое) и определить эту градацию в количестве специалистов по организации строительства.
3). В открытом Национальном реестре специалистов по организации строительства ввести реестровый номер специалиста, включающий необходимую информацию о нем.
4). Обеспечить возможность фильтрации Национального реестра специалистов по субъектам РФ (по месту проживания и по месту работы).
5). Предусмотреть обязанность специалиста подавать сведения в Национальный реестр специалистов при изменении его места жительства и основного места работы в срок не позднее трех дней.
6). Обязать сотрудников, которые будут вести Национальный реестр, проверять реальность информации по конкретному специалисту, используя данные СНИЛС, а также другие государственные ресурсы и информацию от работодателя.
7). В реестре саморегулируемых организаций обязательно должна быть открытой и доступной информация о Ф.И.О. каждого специалиста по организации строительства и его номере в Национальном реестре специалистов.
8). В информации о специалисте, подаваемой в Национальное объединение, обязательно должна даваться его фотография.
9).Выработать предложения по внесению изменений в закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ.
В составе заявок при закупках в строительстве должна содержаться информация о лице, которое будет организовывать строительство, его функциональные обязанности на объекте и его номер в открытом Национальном реестре. После подписания контракта с заказчиком подрядчик обязан обеспечить наличие этого специалиста в качестве ответственного за организацию строительства и выполняющего все другие обязанности. Если подрядчик представляет другого специалиста, контракт должен быть расторгнут в одностороннем порядке заказчиком.
ВалерийМозолевский, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru