1. Главная
  2. Статьи
  3. Реалии саморегулирования строительной отрасли
Статьи

270

Реалии саморегулирования строительной отрасли

 Реалии саморегулирования строительной отраслиО несовершенстве законодательных основ перехода сферы капитального строительства на саморегулирование.
Опытные юристы в последнее время пытаются обратить внимание законодателей на целый ряд спорных, а то и противоречащих друг другу законодательных норм, прописанных в Гражданском законодательстве и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» относительно функционирования института саморегулирования. Они считают, что государство вовсе не отдало профессиональному строительному сообществу право осуществлять регулятивную деятельность в этой отрасли экономики, а лишь усилило административные бюрократические препоны и показало результат противоположный предполагаемому, то есть свою неспособность взаимодействовать на паритетных началах с организациями, ставшими на путь саморегулирования.
Предполагаемого устранения коррупции, которой себя запятнало лицензирование, не произошло. Она просто поменяла форму. С рынка вынуждены были уйти вполне благонадёжные фирмы, представляющие бизнес малых и средних форм, так как у них не было денег для покрытия взносов вступительных, членских, в компенсационный фонд, на содержание национального объединения соответствующего вида и для оформления страховки; они не обладали достаточным количеством кадров с образовательным уровнем, предусмотренным законодательными актами и техникой для производства работ. Они не могли легитимно существовать на рынке подобных услуг, так как вступление в СРО в обязательном порядке было законодательно закреплено.
У профессионального сообщества ещё отсутствовали разработанные апробированные методики борьбы с коммерциализованными СРО и число их разрасталось на первых порах перехода строительной отрасли на саморегулирование как на дрожжах. Свидетельства покупали не только недобросовестные игроки рынка, но и те, которые хотели легитимно работать, но денег для вступления в СРО и покрытия всех взносов не имели. Для них купить доступ было чуть дороже, чем лицензию и значительно дешевле, чем вступить в СРО в соответствии со всеми правилами.
Нужно отметить, что основы коллективной ответственности членов СРО в строительстве, подкреплённые средствами из компенсационных фондов, а так же система страхования гражданской ответственности имеют место. Однако механизмы осуществления выплат третьим лицам, в результате причинения им ущерба, из средств этих фондов не отлажены.
Специалисты права выступают с критикой целого ряда положений и статей законодательных актов и Градостроительного кодекса о саморегулировании. Начинается этот список с отнесения данных документов к сфере действия гражданского законодательства, включая различие модели саморегулирования, созданной в ГК от прописанной в базовом законе и заканчивая большим количеством специальных понятий, трактовка которых отсутствует в законодательстве, а правовой смысл, указанный в Градостроительном кодексе весьма расплывчат.
На поверку, государство не отдало свои управленческие функции отраслью профессиональному сообществу. Оно лишь предоставило ему (сообществу) возможность оформлять свидетельства о допуске к проведению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и то, под своим контролем. Ведь и порядок принятия в члены СРО, и условия при которых может быть выдано свидетельство, и Перечень этих работ (кстати, постоянно меняющийся) детально разработаны государством и имеют силу закона. Даже правила и стандарты по регулированию собственной профессиональной деятельности они не вольны принимать (статья 55.5, ч.3 ГК), что идёт в разрез с сутью функционирования некоммерческой организации.
Цели, поставленные Градостроительным кодексом перед СРО – усиление безопасности граждан и объектов, Конституцией нашего государства определены как функции государства. Соответственно саморегулируемые организации не вправе подменять собой госорганы. Повышение качества работ так же весьма расплывчатая цель, так как критерии хорошего качества нигде документально не определены и не закреплены.
Не лишне напомнить, что вступление в СРО и уплата всех взносов ещё не даёт право фирме легитимно работать на строительном рынке. Необходимо получить документ, разрешающий компании выполнять определённые виды работ. Минрегион, часто корректируя перечни этих видов, проявляет абсолютную некомпетентность и малодушие. То функции называет видами, либо наоборот, то в угоду малым предприятиям, сужает Перечень, то в соответствии с требованием Правительства расширяет его. И прошлогоднее изменение, далеко не последнее. Посему напрашивается вывод, что СРО ещё не один раз вынуждены будут менять как требования к свидетельствам о допусках, так и их самих. Эти бюрократические процедуры ещё не один раз будут отвлекать саморегулируемые организации от выполнения основной работы.
Нет в законодательных документах и чёткого определения, каким органом и в какой форме признаётся факт наличия оснований для выплат третьему лицу средств из компенсационного фонда СРО, механизмов осуществления этого процесса. Множество нареканий со стороны профессионального сообщества и юристов касаются размеров взносов в компенсационный фонд, их размещения, передачи на неопределённый срок соответствующим нацобъединениям, в случае исключения СРО из реестра Ростехнадзора (она ведь не перестаёт от этого являться собственником своих же денег).
Законодательно закреплённая обязанность вступать в Национальное объединение противоречит принципам гражданского общества, основой которого является принцип добровольной интеграции. Цели и задачи НО в Градостроительном кодексе, законодательных актах и уставных документах разняться. Похоже, государство намерено переложить на них часть своих функций.
Усилен в разы надзор и контроль государства над СРО, причем так и не разграничены эти понятия, не оговорены чётко задачи, стоящие перед каждым из органов осуществляющих эти функции. Подобная система нерациональна и свидетельствует о вмешательстве государства и его давлении на строительную отрасль. Так, где же саморегулирование?

Александр Пономарь
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании»
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Строительные СРО из СЗФО обсудят реформу саморегулирования и итоги работы за год
10.11.2025

Строительные СРО из СЗФО обсудят реформу саморегулирования и итоги работы за год

4 декабря 2025 года в Северо-Западном федеральном округе состоится окружная конференция строительных саморегулируемых организаций (СРО) - членов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Участники обсудят ключевые изменения в системе саморегулирования в связи с вступлением в силу с 1 марта 2026 года Федерального закона № 309-ФЗ, а также подведут итоги работы за 2025 год.
НОСТРОЙ проведет в Москве семинар по контролю за госзаказом для специалистов СРО
07.11.2025

НОСТРОЙ проведет в Москве семинар по контролю за госзаказом для специалистов СРО

14 ноября 2025 года в Москве состоится семинар для сотрудников саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, посвященный контролю за исполнением государственных и муниципальных контрактов. Мероприятие организует Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Его ключевой задачей является повышение практических навыков специалистов, осуществляющих мониторинг деятельности строительных компаний-членов СРО.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
Вернуть старый дизайн