Строительная отрасль страны перешла на саморегулирование. Актуальные проблемы отрасли в начале 2010 г.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано 294 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, проектирование и инженерные изыскания. 166 из них относятся к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Статус саморегулируемой организации в декабре минувшего года приобрели 42 некоммерческих партнерства в области строительства и 26 в области проектирования.
Можно с уверенностью сказать, что переход строительной отрасли России на саморегулирование – свершившийся факт. Все прогнозы скептиков, пророчивших невозможность этого перехода в условиях финансово-экономического кризиса, оказались несостоятельными. Основная масса строительных организаций вступила в саморегулируемые организации и получила свидетельства о допуске к строительным работам.
Организации, оставшиеся без допусков и действующих строительных лицензий, вступают в СРО. Перед этими организациями стоит задача выбора СРО. Сегодня есть такие саморегулируемые организации, которые пытаются принять как можно больше членов. Без труда можно найти СРО, готовое за 2-3 дня принять строительную организацию в члены партнерства и выдать свидетельство о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Для этого принимаются разного рода «упрощенные» схемы приема в члены, прием документов в электронном виде, минимальные, а иногда и просто нулевые вступительные и членские взносы, «льготные» условия страхования ответственности.
Конечно, такие предложения заманчивы. Можно без трудовых и материальных затрат решить сегодняшние проблемы с получением свидетельства о допуске к работам. Однако при этом не следует забывать, что отсутствие должного контроля при вступлении в СРО, а равно, любые другие льготные условия получения свидетельств, с неизбежностью приведут к появлению среди членов СРО случайных организаций, не отвечающих даже минимальным требованиям закона.
Облегчая порядок выдачи свидетельств, саморегулируемые организации девальвируют саму идею саморегулирования – очистить рынок от фирм однодневок и силами профессионального сообщества строителей установить барьер, который не позволит лицам, не имеющим должной квалификации, заниматься строительством. СРО, ведущие такую политику приема членов, строго говоря, работают против себя и, как следствие, против своих членов. Для них потенциальная угроза лишения некоммерческого партнерства статуса саморегулируемой организации крайне велика. Равно как и реальная опасность многочисленных выплат из компенсационного фонда. Члены СРО, как известно, несут консолидированную материальную ответственность за причинение вреда любым членом партнерства. В связи с этим, прием в СРО строительных организаций без надлежащего контроля, по «упрощенным» схемам и с нулевыми взносами, может привести к тому, что по вине аппарата таких СРО серьезные и уважаемые строительные компании понесут непрогнозируемые и незаслуженные потери, как материальные, так и имиджевые.
В настоящий момент закон ставит перед СРО целый ряд непростых задач, таких как разработка внутренних документов партнерства, контроль выполнения членами требований этих документов, оперативное реагирование на факты нарушений членами партнерства требований законов и нормативных документов, и т.д.
Саморегулируемые организации, в соответствии с законом, создаются в форме некоммерческих партнерств. Это означает, что вся деятельность СРО финансируется из вступительных и членских взносов. Поэтому, принимая решение о размере взносов, общее собрание членов СРО фактически определяет качество будущей работы саморегулируемой организации, а именно: качество документов, качество контроля, квалификацию экспертов и аппарата СРО. Руководители строительных организаций, понимающие это, выбирают саморегулируемую организацию не по размеру взносов, а по качеству и полноте документов СРО, надежности и репутации организаций уже являющихся членом данной СРО, открытости и полноте информации предоставляемой саморегулируемой организацией.
Директор НП «Первая Национальная Организация Строителей», НП «Национальная организация проектировщиков» Александр Александрович Донских так прокомментировал ситуацию о принципах формирования членских взносов в данной организации: «На общих собраниях членов партнерств рассматривались несколько вариантов формирования размера и порядка уплаты ежегодных членских взносов. Равные для всех членов взносы приводят к ситуации, когда специализированные фирмы, имеющие допуск к 1-2 работам, вынуждены платить такие же взносы, что и крупные объединения, имеющие допуск к 25-30 работам, хотя затраты на проверку таких специализированных фирм в разы меньше. Ставить размер ежегодных членских взносов в зависимость от оборота строительной организации тоже несправедливо. Здесь принцип «богатый должен платить больше» неприменим. Во-первых, большой оборот не всегда означает большую прибыль. Во-вторых, проверка и анализ финансового состояния организаций – членов партнерства, необходимые для определения величины взносов, не входит в компетенцию саморегулируемой организации.
В соответствии с законом, содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, а также контроль над соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов. Для членов наших партнерств оказалось очевидным, что затраты партнерства на работу с конкретной организацией зависят от количества работ, допуск к которым она получила. Этот принцип заложен в порядок определения годовых членских взносов и утвержден общими собраниями членов. В НП «Первая Национальная Организация Строителей» минимальный годовой членский взнос на 2010 год составляет 40 тысяч рублей. При увеличении количества работ, допуск к которым получает фирма, взнос возрастает, но, конечно же, нелинейно.
Общее собрание НП «Национальная организация проектировщиков», основываясь на тех же принципах, установила минимальный размер годового членского взноса 30 тысяч рублей.
По словам Директора НП «Первая Национальная Организация Строителей» и НП «Национальная организация проектировщиков» Александра Александровича Донских, в конце минувшего года перед обеими СРО встал ряд проблем, требующих срочного решения. Речь идет о ситуации с генеральным подрядчиком, заказчиком и застройщиком. «В течение всего 2009 года на вопрос членов партнерств, надо ли вступать в СРО генеральным подрядчикам, заказчикам и застройщикам, мы отвечали, что в приказе Министерства регионального развития № 274 от 9 декабря 2008 г. "Об утверждении Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", обязанность застройщика, заказчика или генерального подрядчика получать допуск в СРО не прописана. То есть, с точки зрения закона этого не требуется. Те же вопросы обсуждались с руководителями проектных организаций в отношении выполнения функций генерального проектировщика.
21 октября 2009 года министр регионального развития подписал приказ № 480 «О внесении изменений в приказ Минрегионразвития РФ от 9.12.08г. № 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», который вводит необходимость получения свидетельства о допуске при организации подготовки проектной документации генеральным проектировщиком, при строительном контроле, привлекаемым застройщиком или заказчиком юридическим лицом и генеральным подрядчиком.
С одной стороны, появление такого приказа позитивно. Это значит, что такие важные для строительной отрасли работы будут выполнять люди, прошедшие проверку внутри саморегулируемой организации и несущие ответственность, в том числе и имущественную.
«Мы уже сегодня проводим общие собрания членов партнерства. Нам предстоит решить два важных вопроса. Во-первых, члены обеих СРО должны принять решение об отнесении вопроса о выдаче свидетельств на работы по организации подготовки проектной документации генеральным проектировщиком, при строительном контроле, привлекаемым застройщиком или заказчиком юридическим лицом и генеральным подрядчиком. Во-вторых, необходимо утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к таким работам.
Предлагаемые на утверждение общего собрания членов партнерства требования это результат долгой и кропотливой работы высококвалифицированных экспертов. Их неоднократно обсуждали на заседаниях контрольных комитетов партнерств. Надеюсь, члены партнерства примут положительные решения по обоим вопросам, и тогда в самое ближайшее время мы сможем выдавать нашим членам свидетельство о допуске к этим видам работ» - комментирует Донских А.А.
НП «Первая Национальная Организация Строителей», НП «Национальная организация проектировщиков»
cспециально для Информационного ресурса «Все о саморегулировании в России»
www.all-sro.ru