1. Главная
  2. Статьи
  3. Юрий Мхитарян: Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли
Статьи

168

Юрий Мхитарян: Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли

 Юрий Мхитарян: Как создать эффективную модель саморегулирования в строительной отрасли10 ноября 2015 г. в Общественной палате РФ обсудили перспективы совершенствования законодательства в сфере саморегулирования. По мнению участников дискуссии, Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования необходимо доработать с участием профессионального сообщества.

В своем выступлении на общественных слушаниях д.э.н., академик Международной академии информатизации, советник Председателя ФМОС «Деловая Россия», генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком» Юрий Мхитарян обосновал необходимость учета отраслевых особенностей при формировании моделей саморегулирования, а также меры по совершенствования законодательства для создания эффективной модели саморегулирования в строительной отрасли.

Система саморегулирования в строительной отрасли успешно развивается. Об этом можно судить по такому индикатору, как число случаев со смертельным исходом при выполнении работ на объектах капитального строительства, которое ежегодно уменьшается с момента ввода саморегулирования.

Совершенствовать законодательство о саморегулировании необходимо, однако единая для всех отраслей модель саморегулирования не может решить поставленную задачу. Вот почему важно учитывать отраслевые особенности. Так, в строительной отрасли такими особенностями выступают законодательно определенные цели - предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека при выполнении работ на объектах капитального строительства, а также установленный способ организации деятельности саморегулируемых организаций и их членов на основе императивных норм.

Участники системы саморегулирования строительной отрасли обязаны выполнять законодательно установленные требования. Институт саморегулирования в строительной отрасли не может изменить нормы права. Неэффективные нормы права создают трудности в развитии системы саморегулирования, снижают ее возможности, уводят от достижения поставленных целей.

Одна из целей системы саморегулирования строительной отрасли - предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека. Но принятые императивные нормы не обеспечивают успешное достижение данной цели. Действующие нормы права не столько ориентируют участников строительной отрасли на разработку программы мер, создание эффективной системы контроля для предупреждения вреда, сколько отводят особую роль формированию компенсационных фондов и, главное, направлению их в российские кредитные организации для сохранности. Таким образом, действующие нормы права создают определенное деформированное восприятие системы ценностей и последовательности действий.

Но что такое компенсационные фонды? Компенсационные фонды выступают лишь источником покрытия возможного причинения вреда жизни и деятельности человека в случае его возникновения. В то же время степень значимости предупредительных мер гораздо выше. Ведь именно от того, как разработана и реализована программа предупредительных мер, зависит, насколько увеличится или уменьшится возможность причинения вреда жизни и деятельности человека.

Деятельность саморегулируемых организаций по разработке и реализации программы мер по предупреждению причинения вреда происходит не на основе императивной нормы, а на основе системного подхода к достижению поставленной цели. При этом возрастает имущественная ответственность членов саморегулируемых организаций. И такие саморегулируемые организации легко выявить: членские взносы их участников выше среднерыночных и составляют в среднем не менее 1520 тыс. руб. в месяц. И в этих саморегулируемых организациях реально проводятся мероприятия, направленные на разработку программы мер по предупреждению причинения вреда, создана эффективная система контроля за реализацией этих мер. Все это позволяет минимизировать вероятность причинения вреда и обеспечивать безопасность работ на объектах капитального строительства.

Имущественная ответственность строительных организаций и саморегулируемых организаций, безусловно, важна. Но не менее важна и ответственность законодателя за введенные или не введенные императивные нормы и, в частности, за сохранность компенсационных фондов в российских кредитных организациях. В противном случае вывод средств из оборота предприятия для направления их в качестве компенсационного фонда в российскую кредитную организацию не только не эффективен, но и вызывает много вопросов у строителей.

Требование формирования компенсационных фондов сдерживает развитие саморегулирования строительной отрасли и экономики в целом. Принцип «хочешь работать в строительной отрасли - плати» не применялся и не применяется ни в одной из промышленно развитых стран мира. Наоборот, желающим организовывать рабочие места помогают кредитами, льготами, преференциями, создают условия для деятельности.

Имущественная ответственность, конечно, важна. Многовековая практика показывает, что страхование - это экономичный и необходимый инструмент, которым пользуются во всех странах мира. В Гражданском кодексе Российской Федерации целая глава определяет применение страхования в стране. Ссылка на неэффективность системы страхования в стране показывает только одно - необходимо принимать меры на законодательном уровне. У законодателя, органов власти нет оснований запрещать строительным организациям и саморегулируемым организациям применять страхование как инструмент, источник возмещения возможного причинения вреда.

Рассмотренные вопросы подтверждают отличие модели саморегулирования строительной отрасли от модели, предлагаемой Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования и проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и доказывают необходимость внесения принципиальных изменений в систему императивных норм.

Вопросы совершенствования законодательства о саморегулировании должны решаться на концептуальном уровне. Попытки остановить процесс совершенствования законодательства без достижения социальной и правовой эффективности могут стать основой турбулентности экономики и не позволят достичь поставленных целей.

СРО Союз «СтройСвязьТелеком»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн