Юрий Мхитарян о мерах поддержки СРО
Председатель Совета МОО «Федерации содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ» Юрий Мхитарян поделился с нашим порталом перечнем первоочередных мер поддержки саморегулируемых организаций в условиях экономического кризиса.
Ниже представляем текст письма Юрия Мхитаряна
О первоочередных мерах поддержки саморегулируемых организаций в условиях экономического кризиса
К вопросу об обращение членов Союза «СтройСвязьТелеком» к Правительству Российской Федерации
Уважаемые члены Союза «СтройСвязьТелеком», коллеги!
1. Двенадцатилетняя практика саморегулирования в градостроительной сфере и наш с вами конкретный опыт убедительно показывают, что из двух способов предоставления специального разрешения на право осуществления деятельности на основании лицензии или членства в саморегулируемой организации наиболее эффективным способом является обязательное членство в СРО.
2. Наступил этап в экономике нашей страны, когда взаимодействие государства и саморегулируемых организаций должно выйти на новый уровень.
Так подчеркивалось 14 апреля 2021 г. на Парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации на тему «Развитие саморегулирования предпринимательской деятельности как эффективной формы взаимодействия бизнеса и государства».
3. На Парламентских слушаниях отмечалась, что для этого необходимо совершенствование законодательства.
Внесение изменений в законодательство должно преодолеть формализм, бюрократический подход к формированию норм права. Необходимо устранить противоречащие друг другу обязательные требования.
4. Члены саморегулируемой организации задаются вопросом: почему действуют нормы, содержание которых столь противоречиво?
Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определены требования к нормам права, которым они должны соответствовать.
Нормы права должны быть обоснованными, ясными, исполнимыми, должны не противоречить друг другу, создавать возможность успешной деятельности организации.
5. В соответствии с этим же законом срок действия нормативно-правового акта, содержащего обязательные требования, не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу.
Исходя из смысла и содержания вышеуказанной нормы наступило время внесения изменений в действующие обязательные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации. Трансформация законодательства необходима.
6. 20 апреля 2022 г. на Общем собрании членов Союза «СтройСвязьТелеком» вы не только единогласно одобрили деятельность саморегулируемой организации, но и поддержали необходимость обращения в Правительство Российской Федерации для внесения изменений в законодательство в наше сложное время.
Нормы права, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций, должны способствовать, а не препятствовать достижению законодательно установленных основных целей саморегулируемых организаций, создавать возможности для их деятельности.
7. По нашей просьбе Межрегиональная общественная организация «Федерация содействия развитию саморегулирования и обеспечению безопасности и качества» направила Председателю Правительства Российской Федерации предложения по первоочередным мерам по совершенствованию действующего законодательства.
В условиях экономического кризиса важно на законодательном уровне создавать условия для обеспечения безопасности объектов строительства, работ, повышение качества, своевременное выполнение договорных обязательств.
8. Какие первоочередные меры необходимы в современных условиях?
Первое. Саморегулируемые организации не должны исключаться из государственного реестра при уменьшении количества членов относительно минимально установленной нормы необходимого количества членов для внесения организации в государственный реестр СРО.
Исключение из членов саморегулируемой организации за несоответствия установленным требованиям – необходимая мера.
Уменьшение количества членов саморегулируемой организации в процессе ее деятельности, особенно в условиях кризиса - это естественный процесс.
Желание во что бы то ни стало сохранить требуемое количество членов саморегулируемой организации, как следствие, приводит к снижению требований к членам, ограничению возможностей достижения законодательно установленных целей, формализму, дискредитации идеи «саморегулирования».
Второе. Нормы, ограничивающие возможность организаций объединяться в саморегулируемую организацию в зависимости от места юридической регистрации организации в субъекте Российской Федерации, важно изменить.
Они противоречат основополагающим конституционным принципам, гарантированным Российской Федерацией: свобода экономической деятельности, свобода объединения и поддержка конкуренции, единство экономического пространства.
Третье. Саморегулируемые организации – социальный институт, некоммерческие организации, они не должны рассматриваться как инфраструктура поддержки банковского сектора.
На Парламентских слушаниях в Госдуме РФ 14 апреля 2021 года было отмечено, что формирование компенсационных фондов саморегулируемых организаций как способа обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами и неиспользование механизма страхования - это «дикое прошлое».
Пора создавать инфраструктуру поддержки деятельности саморегулируемых организаций. Исходя из смысла и содержания ст. 123.10 ГК РФ принятие решения о дополнительных имущественных взносах членов является исключительной компетенцией высшего органа управления Общего собрания членов.
Четвертое. В условиях кризиса важно на законодательном уровне обеспечить сохранность средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в российских кредитных организациях. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому средства компенсационных фондов исключаются из конкурсной массы при банкротстве самой саморегулируемой организации (ч. 2 ст. 131) и не исключаются при банкротстве банков (ч. 2 ст. 189.91).
Неисключение средств компенсационных фондов из конкурсной массы кредитной организации при ее банкротстве – коррупционная составляющая. Создание коррупционных условий противоречит государственной политике РФ исходя из смысла и содержания ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Уважаемые члены Союза «СтройСвязьТелеком», коллеги!
Реализация требований Федерального закона «Об обязательных требованиях» внесет позитивные изменения в регулирование деятельности участников саморегулирования в градостроительной сфере, если нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации будут своевременно пересматриваться.
Мы будем информировать вас о результатах обращения в Правительство Российской Федерации.
Ю.И. Мхитарян,
доктор экономических наук,
Генеральный директор Союза «СтройСвязьТелеком»,
Председатель Совета МОО «Федерации содействия саморегулированию, безопасности и качеству работ»,
Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации
для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru