1. Главная
  2. Новости
  3. Через год микрофинансовые СРО могут «похудеть» на треть
Новости

175

Через год микрофинансовые СРО могут «похудеть» на треть

 Через год микрофинансовые СРО могут «похудеть» на третьК середине 2018 года российский рынок микрофинансирования может лишиться не менее 800 микрофинансовых организаций (МФО) из действующих 2299 (по состоянию на 22.09.2017), но станет еще более концентрированным. Учитывая, что к концу года прогнозируемый общий объем микрофинансовых займов составит рекордные 120 млрд рублей, уход с рынка ряда МФО приведет к росту совокупного микрофинансового портфеля 100 крупнейших компаний.

К такому выводу пришли эксперты рейтингового агентства RAEX по итогам исследования российского рынка микрофинансирования за 1 полугодие 2017 года. Основными причинами изменений специалисты называют резкое снижение рентабельности небольших и средних МФО за счет введения Центробанком новых регулятивных требований, ужесточения отраслевого законодательства и внедрения требований по управлению рисками.

Отрегулировать рынок

По информации Центробанка, второй этап «очистки» государственного реестра МФО, начавшийся в 2017 году, нацелен на исключение из него организаций, не выполняющих установленные требования законодательства. К таким требованиям ЦБ относит соблюдение прав потребителей финансовых услуг, обеспечение финансовой устойчивости и надежности, а также обязательное членство в СРО.

Следуя этим принципам, ЦБ утвердил ряд базовых стандартов, контроль за которыми будут осуществлять микрофинансовые СРО. Среди этих документов – действующий с 1 июля 2017 года стандарт защиты прав потребителей услуг МФО, запрещающий предоставлять заемщику больше десяти краткосрочных займов (до 30 дней) в год. Пролонгация договора на такой займ будет возможна максимум семь раз. С 2019 года эти требования ужесточатся до девяти займов и пяти пролонгаций, соответственно. Для снижения совокупной долговой нагрузки на заемщика и исключения практики перекредитования стандарт запрещает выдачу МФО следующего краткосрочного потребительского микрозайма до полного погашения предыдущего.

Настороженно отнеслись участники рынка и к двум утвержденным ЦБ базовым стандартам по управлению рисками - для МФО и для кредитных потребительских кооперативов (КПК). Стандарт обязывает МФО с 1 января 2018 года создать систему управления основными рисками – кредитным, операционным, правовым, риском ликвидности. Для этого в МФО следует нанять хотя бы одного штатного специалиста по риск-менеджменту, а в организациях с задолженностью по основному долгу по выданным займам не менее 1 млрд рублей - сформировать отдельное подразделение риск-менеджмента. Кроме того, МФО должна включить в бюджет расходы на оперативное устранение последствий рисковых событий. Все эти требования, полагают микрофинансисты, вынудят уйти с рынка значительную часть небольших компаний из-за непосильных расходов на их выполнение.

Отметим также, что к январю 2018 года ЦБ обязал МФО создавать резервы 50% по долгам с просрочкой от одного дня и 100% – по задолженности с просроченными платежами продолжительностью более 90 дней. Ранее резервирование просрочки от одного дня начиналось с 1,5%, от 90 дней – с 15%. Такое увеличение резервов создаст дополнительные расходы, уменьшающие прибыль МФО или ведущие к убыткам, полагают эксперты.

В июле был принят Федеральный закон № 281 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций», ужесточающий требования к деловой репутации учредителей (участников), органов управления и должностных лиц финансовых организаций. Закон расширил контроль ЦБ за принятием решений о назначении ключевых должностей/получении доли капитала участников МФО.

Остается добавить, что в августе ЦБ опубликовал указание о назначении кураторов, которые будут контролировать СРО и крупных игроков микрорынка, из числа сотрудников территориальных управлений. ЦБ также подготовил проект, поясняющий обязанности СРО по контролю членов организации, и ввел систему штрафов от 10 до 100 тысяч рублей за нарушение участниками рынка профильного закона, базовых стандартов и нормативов регулятора.

Государственные МФО получат новых клиентов

Определенную роль в перераспределении рынка могут сыграть также преференции для государственных МФО, которые будут включены в Программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), согласно недавнему решению Совета директоров АО «Корпорация МСП». Программа подразумевает кредитование государственных МФО под 9,6% годовых, которые в свою очередь будут обязаны выдавать субъектам МСП кредиты по ставке, не превышающей 14,4% годовых. В программе содержатся требования к предоставлению подобных кредитов и поручительства по ним, в частности требования как к МФО, предоставляющим займы, так и к субъектам МСП, а также к договорам займа, заключаемым между микрофинансовыми организациями и предпринимателями.

С этой целью в Госдуму РФ внесен законопроект об изменениях в Федеральный закон № 151, предусматривающий увеличение максимального размера микрозайма, выдаваемого МФО субъектам МСП, до 5 млн рублей.

Двойное попадание

С начала 2017 года микрофинансовый рынок уже претерпел изменения в ограничении деятельности в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон запрещает МФО начислять заемщикам проценты, пени и иные платежи, превышающие трехкратную сумму займа, а в случае просрочки размер начислений не может превышать двукратную сумму займа.

Не прошло и нескольких месяцев, как Минфин России опубликовал для обсуждения законопроект № 224583-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»». Законопроект предлагает ввести несколько ограничений:
-на объем процентов и штрафов по займам, оформленным на срок до одного года суммой, равной 1,5 сумме займа;
- на процентную ставку по договорам микрозайма (ключевая ставка 15%, то есть 24% годовых, как в банке);
- на максимальную сумму основного долга заемщика юрлица или ИП – 50 тыс. рублей;
- на количество займов - не более одного в 6 месяцев каждому заемщику МФО.

Законопроект также запрещает МФО выдавать обеспеченные залогом займы и уступать права требования по займам третьим лицам без согласия заемщика.

Как стало известно, на прошедшей неделе на рассмотрение в Госдуму РФ поступил подготовленный группой депутатов законопроект, который предполагает не только ограничить размер взыскания денежных средств до полуторакратного размера потребительского кредита, но и распространить это требование на договоры, заключенные до 29 марта 2016 года. Почти половина этих договоров (около 5 млн) просрочены, и процентная ставка по ним составляет в среднем 600-800% годовых – «шансов рассчитаться с такими кредитами у граждан практически нет», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Подводя итоги

Напомним, что из включенных в реестр ЦБ 2299 микрофинансовых организаций 53 МФО находятся в статусе «микрофинансовая компания» (МФК) и 2246 в статусе «микрокредитная компания» (МКК). В трех микрофинансовых СРО 2199 участников (95,6% от общего числа действующих организаций). МФО могут вступить в одну из трех СРО – «МиР», «Единство» и «Микрофинансовый Альянс «Институты развития малого и среднего бизнеса», в которых состоят 628, 971 и 600 участников соответственно. С начала года реестр МФО уже сократился на 297 позиций.

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет в Москве семинар по контролю за госзаказом для специалистов СРО
07.11.2025

НОСТРОЙ проведет в Москве семинар по контролю за госзаказом для специалистов СРО

14 ноября 2025 года в Москве состоится семинар для сотрудников саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, посвященный контролю за исполнением государственных и муниципальных контрактов. Мероприятие организует Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Его ключевой задачей является повышение практических навыков специалистов, осуществляющих мониторинг деятельности строительных компаний-членов СРО.
Комитет НОСТРОЙ по жилищному строительству обсудит создание рабочей группы для мониторинга рынка ипотеки и проектного финансирования
07.11.2025

Комитет НОСТРОЙ по жилищному строительству обсудит создание рабочей группы для мониторинга рынка ипотеки и проектного финансирования

10 ноября пройдет Очередное заседание Комитета по жилищному строительству Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Мероприятие, которое состоится в формате видео-конференц-связи (ВКС), будет посвящено ключевым вопросам мониторинга финансовых потоков в строительной отрасли, в частности, созданию специального органа для отслеживания динамики ипотечного и проектного кредитования.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Вернуть старый дизайн