Комитет Госдумы по собственности одобрил создание СРО операторов электронных площадок
Комитет Госдумы по вопросам собственности одобрил идею наделить СРО арбитражных управляющих правом самим выбирать специалиста для дела о банкротстве, а также разрешил создание СРО операторов электронных площадок. 9 декабря Комитет рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект закона, направленный на совершенствование процедур банкротства юридических лиц.
Законопроект, в частности, устанавливает, что в случае подачи должником заявления о собственном банкротстве он не вправе определять кандидатуру арбитражного управляющего. В подобной ситуации арбитражный суд должен по своему усмотрению выбирать саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, которая представляет суду кандидатуру для назначения в рамках дела о банкротстве. Данное предложение обусловлено частым злоупотреблением правами со стороны недобросовестных должников, которые при подаче заявления о банкротстве определяют кандидатуру лояльного арбитражного управляющего и фактически сохраняют контроль над управлением предприятием.
Одно из дополнений к законопроекту, которые были рекомендованы депутатами к принятию Комитетом, касается проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника. Предполагается, что арбитражный управляющий или организатор торгов должны заключать договор о проведении торгов с оператором электронной площадки. Причем под таким оператором понимается любое юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации операторов электронных площадок. Свой статус некоммерческая организация будет приобретает с даты внесения сведений о ней в государственный реестр СРО операторов электронных площадок.
Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок, принципы и порядок осуществления ею деятельности, требования к органам саморегулируемой организации операторов электронных площадок и ее внутренним документам устанавливаются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с учетом отраслевых особенностей. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в госреестр станет выполнение ею следующих обязательных требований:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 10 субъектов предпринимательской деятельности;
2) наличие не менее чем у 50% процентов членов некоммерческой организации опыта работы по проведению торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, не менее чем два года с даты опубликования путем включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве первого протокола о результатах проведения торгов;
3) общее количество проведенных всеми членами некоммерческой организации и завершенных торгов в электронной форме, в том числе посредством публичного предложения, по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, которое подтверждено на основании включенных в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о торгах, публичные предложения, составляет не менее чем 5 тысяч;
4) наличие следующих документов, утвержденных СРО:
– правила приема в члены этой саморегулируемой организации и прекращения членства в ней;
– условия членства в этой саморегулируемой организации;
– стандарты и правила профессиональной деятельности операторов электронных площадок по проведению торгов в электронной форме, обязательные для выполнения всеми членами этой саморегулируемой организации;
– правила профессиональной этики операторов электронных площадок;
– перечень мер дисциплинарного воздействия, порядок и основания их применения в отношении членов этой саморегулируемой организации в случае нарушения ими законодательства, стандартов и правил профессиональной деятельности, условий членства в СРО;
– требования к раскрытию информации о деятельности этой саморегулируемой организации и ее членов;
5) наличие компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок, сформированного за счет взносов ее членов в целях обеспечения имущественной ответственности членов.
Обязательными условиями членства оператора электронной площадки в саморегулируемой организации, по мнению авторов, должны являться:
1) соответствие оператора электронной площадки и используемой им для проведения торгов в электронной форме электронной площадки, в том числе технологических, программных, лингвистических, правовых и организационных средств проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требованиям;
2) соответствие оператора электронной площадки условиям членства, утвержденным СРО;
3) наличие у оператора электронной площадки договора обязательного страхования ответственности;
4) внесение оператором электронной площадки установленных саморегулируемой организацией взносов, а также взносов в ее компенсационный фонд.
Первоначально в компенсационный фонд СРО должен формироваться только в денежной форме за счет членских взносов членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок в размере не менее чем 3 миллиона рублей на каждого ее члена. Но также в него может входить обособленное имущество, принадлежащее партнерству на праве собственности.
В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок средства ее компенсационного фонда должны быть размещены на специальных счетах в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления компенсационных выплат из компфонда этой СРО срок возврата средств со счета не должен превышать 10 рабочих дней.
Договор специального банковского счета должен предусматривать, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок могут расходоваться только на осуществление компенсационных выплат.
Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок, предполагается направлять на его пополнение, покрытие расходов, связанных с размещением средств такого компенсационного фонда, уплату налогов и иных обязательных платежей, обязанность по уплате которых возникает в связи с получением дохода от размещения средств такого компенсационного фонда.
Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда саморегулируемой организации операторов электронных площадок может быть предъявлено только при одновременном наличии двух условий:
1) недостаточность средств, полученных таким лицом по договору обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки, для возмещения причиненных такому лицу убытков;
2) отказ оператора электронной площадки удовлетворить требование такого лица или неудовлетворение оператором электронной площадки требования такого лица в течение тридцати рабочих дней с даты получения указанного требования.
В свою очередь, СРО обязана будет осуществить выплату в течение 60 рабочих дней с даты получения соответствующего требования или выдать мотивированный отказ. Компенсационная выплата не может превышать 5 миллионов рублей.
Отказать в компенсационной выплате СРО может по следующим основаниям:
1) убытки возмещены в полном размере за счет страховых выплат по договору обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки или за счет оператора электронной площадки;
2) оператор электронной площадки не являлся членом этой саморегулируемой организации на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков третьим лицам при проведении торгов в электронной форме;
3) документы, установленные настоящей статьей, не приложены к требованию о компенсационной выплате.
Помимо этого, в законопроект включены следующие основные новеллы:
– Увеличивается со 100 000 до 300 000 р. порог просроченной задолженности, при котором можно возбуждать дело о банкротстве. Для сельскохозяйственных организаций остается критерий 500 000, для ОПК, субъектов естественных монополий критерий увеличивается с 500 000 до 1 млн руб.
– В целях предотвращения вывода активов должника конкурсным кредиторам и налоговым органам дается право обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в случае неисполнения должником денежных обязательств или обязанности по уплате налогов и сборов через 3 месяца с даты, когда они должны быть исполнены, независимо от того - имеется или нет решение арбитражного суда о взыскании задолженности. При этом кредиторы или ФНС должны не менее чем за 15 календарных дней до обращения в суд с заявлением о банкротстве опубликовать свое намерение в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
– Залоговым кредиторам предоставляется право голоса на собраниях кредиторов по вопросам, связанным с назначением, отстранением арбитражного управляющего, а также по вопросу перехода из процедуры конкурсного производства во внешнее управление. Им же дается право самостоятельно, за свой счет оценивать предмет залога.
– Кредиторам, размер требований которых составляет не менее 10% от общего размера требований, дается право оспаривать сделки должника.
– Усиливается административное наказание санкций за неправомерные действия при банкротстве.
Депутаты – члены Комитета одобрили всю таблицу поправок, рекомендуемых к принятию и предложили Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. На рассмотрение его планируется вынести 16 декабря.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru