Лоцманы призывают законодательно закрепить в отрасли институт СРО
В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Им предлагается законодательно закрепить особенности саморегулирования в области оказания лоцманских услуг в сфере торгового мореплавания. Данное предложение поддерживается представителями отрасли.
Проект закона направлен на повышение гарантий безопасности мореплавания, гарантированное осуществление лоцманских проводок судов в районах обязательной лоцманской проводки в соответствии с едиными для всех лоцманских организаций требованиями, повышение эффективности контроля за их исполнением и предотвращение нарушений законодательства в области лоцманской деятельности. Необходимость введения саморегулирования в области лоцманской деятельности авторы проекта обуславливают как потребностью в обеспечении современных механизмов регулирования рынка в данной области, так и важностью оказания безопасных, квалифицированных, своевременных и соответствующих мировым стандартам лоцманских услуг.
На сегодняшний день лоцманская проводка судов в сфере торгового мореплавания осуществляется организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности. Какая-либо экономическая либо организационная консолидация между данными субъектами, как правило, отсутствует либо является недостаточной для обеспечения надлежащей координации и выполнения всеми лоцманскими организациями общих требований и правил.
«Лоцманская проводка судов морскими лоцманами, взаимоотношения лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна и лоцманский сбор регламентируются главой VI «Морские лоцманы» Кодекса торгового мореплавания РФ. Однако нормы, устанавливающие особенности деятельности самих лоцманских организаций, работниками которых являются морские лоцманы, их объединений, а также нормы, устанавливающие требования к лоцманским организациям, ни в КТМ, ни в каком-либо другом федеральном законе не предусмотрены», – говорится в пояснению к законопроекту.
Произошедшая в начале 2000-х годов отмена лицензирования и сертификации в лоцманской деятельности без введения альтернативных методов регулирования привели к хаотичному развитию рынка лоцманских услуг и разрушению существовавшей ранее системы регулирования и управления лоцманской деятельностью. Недобросовестная конкуренция, применение государственными органами и организациями административного ресурса и демпинга за счет перекрестного субсидирования в лоцманской деятельности достигли критических пределов, отмечают составители проекта закона. Ряд успешно работавших негосударственных организаций прекратили свою деятельность. Сейчас у многих организаций, оказывающих лоцманские услуги, отсутствуют средства и мотивация к повышению уровня подготовки морских лоцманов, приобретению современных технических средств и совершенствованию организации лоцманской деятельности, в том числе по причине неоднократных попыток ввести государственную монополию на оказание лоцманских услуг.
В то же время, от качества лоцманских услуг непосредственно зависит безопасность мореплавания. С безопасностью мореплавания связано и предупреждение загрязнения моря при авариях судов. Морской лоцман при проводке судна обязан выполнять ряд публичных функций. В связи с этим рациональное и эффективное регулирование деятельности лоцманских организаций является одной из первоочередных задач в сфере торгового мореплавания. «Эта задача может быть успешно решена через введение саморегулирования», – говорится в пояснении к проекту.
Авторы документа отмечают, что одним из актуальных направлений деятельности саморегулируемой организации в области оказания лоцманских услуг должно стать, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», устранение предпосылок к возникновению конфликтов и конкуренции между членами СРО, что полностью соответствует требованиям законодательства о естественных монополиях.
«Законодательная практика саморегулирования в ряде областей экономики предполагает выстраивание целостной структуры СРО с созданием объединений отдельных видов, обладающих национальным или общероссийским статусом (градостроительная деятельность, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков и т.д.). В сфере лоцманской деятельности выстроить тождественную структуру объективно невозможно. Тем не менее, как и в других областях экономики, упорядочение и унификация правил деятельности лоцманских организаций будет служить интересам потребителей, самих лоцманских организаций, способствовать эффективности взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательской деятельности в сфере торгового мореплавания, а в конечном итоге – способствовать достижению основных целей нормативного регулирования в данной сфере – обеспечению безопасности мореплавания и защиты морской среды», – заявляют составители.
Созданное лоцманское Нацобъединение будет осуществлять функции, права и обязанности, свойственные не только саморегулируемой организации, но в определенной степени и общероссийскому объединению СРО, действующему в масштабах Российской Федерации в целом. Такой подход, по мнению отраслевиков, позволит добиться целостности саморегулирования в лоцманской деятельности, аналогичной либо сопоставимой с целостностью системы саморегулирования в иных областях или видах деятельности по производству товаров (работ, услуг). Причем закрепление общероссийского характера национальной лоцманской СРО в ее наименовании требуется не в меньшей степени, чем в наименовании национальных объединений саморегулируемых организаций в других отраслях производства товаров (работ, услуг) и позволит позиционировать национальную лоцманскую СРО «равновесно» с такими национальными объединениями.
Законопроект учитывает международную практику, современные требования, предъявляемые к организации лоцманской проводки судов, а также соответствует Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2004 г. № 7-П, принятому Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам нормативного регулирования, непосредственно связанным с внесенным законопроектом. В члены национальной лоцманской саморегулируемой организации смогут вступить действующие субъекты лоцманской деятельности и вновь создаваемые организации, имеющие различные организационно-правовые формы, основанные на различных формах собственности, включая государственные организации, при условии их соответствия установленным требованиям.
Проект закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» рассматривался на заседании Совета государственной думы, которое состоялось 15 декабря. По итогам обсуждений председатель Госдумы Сергей Нарышкин постановил подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой и включить его в проект примерной программы законопроектной работы ГР в период весенней сессии. Предлагаемая дата рассмотрения – 24 апреля 2015 года.
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru