1. Главная
  2. Новости
  3. Лоцманы призывают законодательно закрепить в отрасли институт СРО
Новости

105

Лоцманы призывают законодательно закрепить в отрасли институт СРО

 Лоцманы призывают законодательно закрепить в отрасли институт СРОВ Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Им предлагается законодательно закрепить особенности саморегулирования в области оказания лоцманских услуг в сфере торгового мореплавания. Данное предложение поддерживается представителями отрасли.

Проект закона направлен на повышение гарантий безопасности мореплавания, гарантированное осуществление лоцманских проводок судов в районах обязательной лоцманской проводки в соответствии с едиными для всех лоцманских организаций требованиями, повышение эффективности контроля за их исполнением и предотвращение нарушений законодательства в области лоцманской деятельности. Необходимость введения саморегулирования в области лоцманской деятельности авторы проекта обуславливают как потребностью в обеспечении современных механизмов регулирования рынка в данной области, так и важностью оказания безопасных, квалифицированных, своевременных и соответствующих мировым стандартам лоцманских услуг.

На сегодняшний день лоцманская проводка судов в сфере торгового мореплавания осуществляется организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности. Какая-либо экономическая либо организационная консолидация между данными субъектами, как правило, отсутствует либо является недостаточной для обеспечения надлежащей координации и выполнения всеми лоцманскими организациями общих требований и правил.

«Лоцманская проводка судов морскими лоцманами, взаимоотношения лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна и лоцманский сбор регламентируются главой VI «Морские лоцманы» Кодекса торгового мореплавания РФ. Однако нормы, устанавливающие особенности деятельности самих лоцманских организаций, работниками которых являются морские лоцманы, их объединений, а также нормы, устанавливающие требования к лоцманским организациям, ни в КТМ, ни в каком-либо другом федеральном законе не предусмотрены», – говорится в пояснению к законопроекту.

Произошедшая в начале 2000-х годов отмена лицензирования и сертификации в лоцманской деятельности без введения альтернативных методов регулирования привели к хаотичному развитию рынка лоцманских услуг и разрушению существовавшей ранее системы регулирования и управления лоцманской деятельностью. Недобросовестная конкуренция, применение государственными органами и организациями административного ресурса и демпинга за счет перекрестного субсидирования в лоцманской деятельности достигли критических пределов, отмечают составители проекта закона. Ряд успешно работавших негосударственных организаций прекратили свою деятельность. Сейчас у многих организаций, оказывающих лоцманские услуги, отсутствуют средства и мотивация к повышению уровня подготовки морских лоцманов, приобретению современных технических средств и совершенствованию организации лоцманской деятельности, в том числе по причине неоднократных попыток ввести государственную монополию на оказание лоцманских услуг.

В то же время, от качества лоцманских услуг непосредственно зависит безопасность мореплавания. С безопасностью мореплавания связано и предупреждение загрязнения моря при авариях судов. Морской лоцман при проводке судна обязан выполнять ряд публичных функций. В связи с этим рациональное и эффективное регулирование деятельности лоцманских организаций является одной из первоочередных задач в сфере торгового мореплавания. «Эта задача может быть успешно решена через введение саморегулирования», – говорится в пояснении к проекту.

Авторы документа отмечают, что одним из актуальных направлений деятельности саморегулируемой организации в области оказания лоцманских услуг должно стать, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», устранение предпосылок к возникновению конфликтов и конкуренции между членами СРО, что полностью соответствует требованиям законодательства о естественных монополиях.

«Законодательная практика саморегулирования в ряде областей экономики предполагает выстраивание целостной структуры СРО с созданием объединений отдельных видов, обладающих национальным или общероссийским статусом (градостроительная деятельность, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков и т.д.). В сфере лоцманской деятельности выстроить тождественную структуру объективно невозможно. Тем не менее, как и в других областях экономики, упорядочение и унификация правил деятельности лоцманских организаций будет служить интересам потребителей, самих лоцманских организаций, способствовать эффективности взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательской деятельности в сфере торгового мореплавания, а в конечном итоге – способствовать достижению основных целей нормативного регулирования в данной сфере – обеспечению безопасности мореплавания и защиты морской среды», – заявляют составители.

Созданное лоцманское Нацобъединение будет осуществлять функции, права и обязанности, свойственные не только саморегулируемой организации, но в определенной степени и общероссийскому объединению СРО, действующему в масштабах Российской Федерации в целом. Такой подход, по мнению отраслевиков, позволит добиться целостности саморегулирования в лоцманской деятельности, аналогичной либо сопоставимой с целостностью системы саморегулирования в иных областях или видах деятельности по производству товаров (работ, услуг). Причем закрепление общероссийского характера национальной лоцманской СРО в ее наименовании требуется не в меньшей степени, чем в наименовании национальных объединений саморегулируемых организаций в других отраслях производства товаров (работ, услуг) и позволит позиционировать национальную лоцманскую СРО «равновесно» с такими национальными объединениями.

Законопроект учитывает международную практику, современные требования, предъявляемые к организации лоцманской проводки судов, а также соответствует Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2004 г. № 7-П, принятому Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам нормативного регулирования, непосредственно связанным с внесенным законопроектом. В члены национальной лоцманской саморегулируемой организации смогут вступить действующие субъекты лоцманской деятельности и вновь создаваемые организации, имеющие различные организационно-правовые формы, основанные на различных формах собственности, включая государственные организации, при условии их соответствия установленным требованиям.

Проект закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» рассматривался на заседании Совета государственной думы, которое состоялось 15 декабря. По итогам обсуждений председатель Госдумы Сергей Нарышкин постановил подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой и включить его в проект примерной программы законопроектной работы ГР в период весенней сессии. Предлагаемая дата рассмотрения – 24 апреля 2015 года.

Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ готовится к Всероссийскому съезду
29.02.2024

НОСТРОЙ готовится к Всероссийскому съезду

29 марта в Москве пройдет XXIII Всероссийский съезд Национального объединения строителей. Строительные СРО со всей России рассмотрят отчетность Нацобъединения, правки в Устав и приоритеты работы на 2024 год.
Отраслевая сессия "Обзор мирового рынка стального лома, лома спецсталей, ферросплавов" пройдет в Москве
27.02.2024

Отраслевая сессия "Обзор мирового рынка стального лома, лома спецсталей, ферросплавов" пройдет в Москве

5 марта в Москве в рамках форума «Лом черных и цветных металлов» пройдет отраслевая сессия «Обзор мирового рынка стального лома, лома спецсталей, ферросплавов». Участники рассмотрят ключевые аспекты текущего состояния и перспективы мирового рынка металлургических материалов. Ведущие эксперты и представители отрасли поделятся своим опытом и знаниями.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн