Микрофинансовые организации не торопятся вступать в СРО.
Членство в СРО для микрофинансовых организаций стало обязательным с 11 января 2016 года с момента вступления в силу Федерального закона № 223 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ устанавливает порядок получения статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, требования к органам управления, базовым и внутренним стандартам деятельности СРО, а также отношения, возникающие между финансовыми организациями и СРО. Однако, согласно последним данным Центробанка, за первую половину 2017 года 18% микрофинансовых организаций (МФО) приняли решения не вступать в саморегулируемые организации, что означает уход с рынка, во всяком случае, с легального его сегмента. Скорее всего они пополнили список из 605 компаний, исключенных из реестра Центробанка.
Почему МФО не торопятся или просто игнорируют вступление в СРО? По мнению экспертов, это объясняется длительной подготовкой необходимых для вступления документов, необходимостью оценить финансовые затраты на уплату членских взносов и компенсационного фонда. Многих пугает процесс выбора СРО и требование о неукоснительном исполнении стандартов саморегулируемой организации. У крупных и мелких МФО – разные критерии выбора СРО: первые ждут от СРО защиты своих интересов и интересов рынка, кроме этого для них важна высокая степень экспертности специалистов СРО и уровень информационной поддержки с их стороны . Для вторых главное – сокращение расходов, поэтому они будут выбирать СРО с невысокими платежами по членским взносам и компфондам.
На сегодняшний день в реестре Банка России всего две СРО, объединяющие российские МФО: Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз микрофинансовых организаций "Единство", зарегистрированное в Казани, и Некоммерческое партнерство "Объединение микрофинансовых организаций "МиР», получившее прописку в Москве. Обе включены в реестр в 2013 году, что значительно облегчает им жизнь в условиях действия ФЗ -223, в соответствии с которым СРО может быть включено в реестр, если в его состав входит не меньше 26% всех МФО на рынке. В свою очередь СРО, занесенные в реестр до принятия закона, имеют на выполнение этого норматива 2 года с момента вступления в силу закона. Это требование существенно снижает шансы появления новых СРО в этой сфере.
В целом, по мнению экспертов и игроков на рынке микрокредитования, появление СРО помогут очистить рынок от недобросовестных игроков. При несоблюдении требований членства СРО могут исключать нарушителей из своих рядов, что позволит Центробанку убрать их из реестра. Что касается добросовестных игроков рынка, они получают возможность участвовать в разработке правил и стандартов деятельности на рынке, а также а возможность квалифицированную информационную поддержку по бухгалтерским и юридическим вопросам, что окупит траты на уплату членских взносов и компенсационного фонда. Кстати, сегодня величина компфонда в обеих, занесенных в Реестр СРО в области микрокредитования – 12 тыс. рублей в год – сумма вполне адекватная, и она уже дает дополнительную защиту для МФО со стороны СРО в виде получения выплат из компенсационного фонда в случае наступления оговоренных законодательством «страховых» ситуаций.
Елена Пустыгина
Специально для портала "Всё о СРО"
all-sro.ru