Минфин рассказал о нарушениях СРО аудиторов в 2016 году
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства Финансов России обобщил результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. Отчет размещен на сайте Минфина РФ.
О том, за что Минфин ругал СРО аудиторов в 2015 году вы можете прочитать здесь.
В итоговом документе отмечается, что осуществленные в 2016 г. мероприятия государственного контроля и надзора свидетельствуют о том, что СРО АУ принимаются меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных Минфином России проверок и мониторинга, по совершенствованию внутренних процедур и процессов. Из положительных моментов были отмечены следующие:
- СРО утверждены комплекты внутренних организационно-распорядительных документов, устанавливающие порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, а также рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов;
- созданы специализированные подразделения по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия (дисциплинарная комиссия);
- организована работа по применению мер дисциплинарного воздействия, рассмотрению жалоб.
Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО
Тем не менее, в 2016 году подразделением Минфина отмечались и нарушения. В ходе контрольных мероприятий были выявлены случаи нарушения сроков направления решения о применении меры дисциплинарного воздействия члену саморегулируемой организации аудиторов. Также вскрылись случаи:
1) отсутствия среди внутренних документов отдельных положений, которые определяют:
- срок размещения на официальном сайте изменений, внесенных в организационно-распорядительные документы по применению мер воздействия;
- порядок контроля соблюдения членами СРО, в отношении которых принято решение о приостановлении членства, требований, установленных частями 3 и 4 статьи 20 Федерального закона № 307-ФЗ в отношении ограничения прав аудиторской организации, аудитора в течение всего срока действия такого решения;
- срок уведомления лица, направившего жалобу на действия члена СРО АУ, о заседании дисциплинарной комиссии, на котором будет рассматриваться его жалоба;
- досудебный порядок рассмотрения жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО аудиторов решения об исключении этого лица и порядок принятия решения по такой жалобе;
- срок направления в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО АУ рекомендаций дисциплинарной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, о приостановлении членства в СРО и об исключении из членов;
- срок рассмотрения постоянно действующим коллегиальным органом управления рекомендаций дисциплинарной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, о приостановлении членства в СРО аудиторов и об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;
- срок рассмотрения постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО аудиторов жалоб на решения дисциплинарной комиссии о применении мер воздействия, в том числе по результатам рассмотрения жалоб; срок рассмотрения жалоб дисциплинарной комиссией; право любого члена СРО в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, работников СРО и (или) решениями органов управления оспаривать такие действия (бездействия) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством РФ возмещения СРО причиненного ему вреда;
- включения в организационно-распорядительные документы по вопросам применения мер воздействия, рассмотрения жалоб: возможности отмены (погашения) принятых мер дисциплинарного воздействия;
- неоправданно длительных сроков рассмотрения жалоб; необоснованных ограничений в приеме к рассмотрению жалоб;
2) несоблюдения установленного срока в отношении: рассмотрения дисциплинарной комиссией жалоб; рассмотрения постоянно действующим
3) коллегиальным органом управления СРО аудиторов рекомендаций дисциплинарной комиссии о приостановлении членства аудиторской организации и жалоб на дисциплинарную комиссию; направления аудиторской организации, аудитору, в отношении которых рассматривалось дело о применении меры дисциплинарного воздействия, решения дисциплинарной комиссии; уведомления лица, обжалующего решение дисциплинарной комиссии, о заседании постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов; возбуждения дисциплинарной комиссией дисциплинарного дела; передачи материалов внешнего контроля качества работы в дисциплинарную комиссию;
4) несоответствия оснований для применения меры воздействия, указанных в решении дисциплинарной комиссии, основаниям, указанным в протоколе заседания дисциплинарной комиссии;
5) отсутствия контроля соблюдения аудиторской организацией, аудитором, в отношении которых принято решение о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов, требований, установленных частями 3 и 4 статьи 20 Федерального закона № 307-ФЗ в отношении ограничения прав аудиторской организации, аудитора в течение всего срока действия такого решения;
6) нерассмотрения структурными подразделениями СРО аудиторов, инициировавшими рассмотрение дела в дисциплинарной комиссии, информации членов об устранении выявленных нарушений по выданным предписаниям и предупреждениям, и неуведомления дисциплинарной комиссии;
7) отсутствие постоянного и систематического контроля за работой по применению мер воздействия, по рассмотрению жалоб;
8) неисполнение отдельных решений Совета по аудиторской деятельности по вопросам применения мер воздействия;
9) отсутствие в отчетах о деятельности саморегулируемой организации аудиторов, раскрывающих вопросы деятельности дисциплинарной комиссии, анализа и оценки применения мер воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность членов СРО.
Периодичность проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несоблюдения периодичности проведения плановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ.
Доступ к информации на Интернет-сайтах СРО аудиторов
Что касается официальных порталов СРО, Минфин выявил следующие нарушения:
1) размещение на Интернет-сайте саморегулируемой организации аудиторов неактуальной информации:
- о содержании стандартов и правил;
- о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления СРО аудиторов, в том числе штатных должностях членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов по основному месту работы;
2) размещение на Интернет-сайте СРО неполной информации об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией аудиторов в суды;
3) несвоевременное размещение на Интернет-сайте:
- информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов;
- информации о фактах осуществления (неосуществления) выплат из компенсационного фонда СРО аудиторов и об основаниях таких выплат;
- информации о решениях принятых общим собранием членов саморегулируемой организации аудиторов;
- годового отчета о состоянии внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
- годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО аудиторов и аудиторского заключения в отношении указанной отчетности.
Ведение реестра членов СРО аудиторов
Относительно этого пункта, в отчете говорится о следующих случаях нарушений:
1) невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к численности аудиторов;
2) невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами СРО требования к лицу, являющемуся единоличным исполнительным органом аудиторской организации.
Также говорится о случаях нарушения сроков внесения сведений о применении меры воздействия в реестр, а также невнесение таких сведений в реестр; сроков передачи информации в Минфин России для внесения сведений в контрольный экземпляр реестра.
Внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, внесенные в государственный реестр СРО аудиторов
СРО АУ не всегда своевременного представляли в Минфин России данные об изменениях в сведениях о некоммерческой организации, внесенных в государственный реестр СРО аудиторов. Этот проступок также нашел свое отражение в отчете Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru