Министерства не договорились по вопросам саморегулирования
Спустя два года законопроект Минсельхоза о зерновых товарных складах общего пользования вновь не нашел поддержки у Минэкономразвития. Основная причина разногласий – перспективы введения института саморегулирования в организациях, которые осуществляют услуги по складскому хранению зерна.
В Минэкономразвития уверены, что законопроект наделяет Минсельхоз излишними регулирующими полномочиями и тем самым легализует государственное регулирование деятельности зерновых товарных складов. Например, дает право утверждать типовую форму публичного договора складского хранения зерна, типовой регламент зернового склада, формы бланков, порядок ведения реестра складских документов на зерно.
Эксперты Российского Зернового Союза (РЗС) считают, что Минсельхоз не только не взял на себя лишнего при разработке типовых документов, но и обеспечил будущим саморегулируемым организациям законодательно в рамках Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2016) разрабатывать и утверждать стандарты и правила, обязательные для всех членов, определять объем взносов в компенсационные фонды, правила контроля за деятельностью членов, периодичность плановых и внеплановых проверок организаций и т.д. Это не является государственным регулированием деятельности зерновых товарных складов, хотя бы еще потому, что утверждение типовых организационных документов не влияет на хозяйственную деятельность самих предприятий, оказывающих услуги по хранению зерна, а лишь позволяет упорядочить документооборот и соответственно не вступает в противоречие с Федеральным законом № 315-ФЗ.
Также, по мнению РЗС, вызывает удивление то, что Минэкономразвития на протяжении всего срока согласования законопроекта продолжает утверждать, что «саморегулирование в сфере, где деятельность субъектов (товарных складов) не обладает повышенной степенью потенциальной опасности, создающей высокие риски нанесения ущерба правам, имуществу, законным интересам, жизни или здоровью граждан, приведет к неоправданному ограничению свободы предпринимательской и иной экономической деятельности».
В то же время РЗС неоднократно обращал внимание Минэкономразвития, что согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, зернохранилища относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат обязательной и регистрации в Ростехнадзоре и лицензированию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Поэтому случаи причинения ущерба было бы проще урегулировать путем создания СРО, формирующей компенсационный фонд возмещения вреда поклажедателям зерна (в том числе - Российской Федерации при хранении зерна, приобретенного в процессе проведения государственных закупочных интервенций на зерновом рынке).
«В зарубежных странах институт зерновых товарных складов общего пользования и их имущественной ответственности перед держателями зерновых расписок (складских свидетельств на зерно) имеет широкое распространение. В этом случае основными вариантами обеспечения имущественной ответственности являются гарантийные (компенсационные) фонды и страхование гражданской ответственности зерновых товарных складов общего пользования», – прокомментировали ситуацию в РЗС.
В Союзе уверены, что введение подобного института в российских условиях в виде саморегулируемых организаций и обязательное членство российских товарных складов общего пользования в СРО повысит ответственность субъектов рынка за сохранность и качество зерна. Введение саморегулирования с обязательным для всех участников соблюдением стандартов, как это предусмотрено законопроектом, будет способствовать инвестиционной привлекательности отрасли, развитию системы кредитования под залог складских документов на зерно и притоку инвестиций в инфраструктуру зернохранилищ.Результатом может стать техническое перевооружение товарных складов, из которых сегодня качественное и длительное хранение зерновых и масличных культур может обеспечить лишь треть из существующих зернохранилищ, а также обеспечение безопасности при единовременном хранении зерна для поклажедателей.
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru