НСОД наделят полномочиями полноценного регулятора оценочной деятельности
Общественная организация «Российское общество оценщиков» (РОО) вышла с предложением публично обсудить представленный в Государственную думу законопроект №104824-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
По сути, на обсуждение сообществу оценщиков и заинтересованным лицам представлен новый вариант поправок в закон «Об оценочной деятельности в РФ». На сей раз, он намерен значительно усилить роль Национального совета по оценочной деятельности (НСОД), превратив его из совещательного органа при правительстве в организацию с руководящими и направляющими полномочиями в сфере оценки.
Документ более четко определяет предмет оценочной деятельности, в том числе дополнительные специальные виды экономических характеристик, таких как убытки, арендная плата, соразмерная плата за сервитут и прочее, а также право на оценку для третьих лиц; предлагает ввести классификацию оценщиков (3 категории); судебным экспертам-оценщикам дается исключительное право быть экспертами в судах (таким образом, суды лишатся возможности прибегать к независимой экспертизе, а будут вынуждены пользоваться только услугами обученных и аттестованных НСОД экспертов); предусматривается возможность приостановления членства в СРО.
Также предлагается разграничить полномочия между Минэкономразвития (МЭР) и НСОД. Выделить вопросы исключительной компетенции МЭР. Во всех остальных случаях наделить НСОД полномочиями полноценного регулятора оценочной деятельности, чьи решения и нормативные акты обязательны для оценочного сообщества РФ. Это, по мнению экспертов, активизирует деятельность НСОД, которая ранее была фактически парализована. Согласно предлагаемым изменениям в закон, НСОД: будет обязан разрабатывать учебные программы по профессии, требования к уровням профессиональной квалификации (не менее трех) с едиными профессиональными званиями и процедурами, устанавливать единые процедуры аттестации оценщиков, единые виды, типы и формы квалификационных аттестатов оценщиков; экспертов-оценщиков, судебных экспертов-оценщиков.
В компетенцию НСОД также войдут вопросы организационно-правового статуса организаций в сфере оценки: порядок формирования и использования компенсационных фондов, их судьба в случае ликвидации СРО и т.д.
Отдельное внимание в документе уделено имущественной ответственности оценщика, эксперта-оценщика, их работодателей. Исходя из того, что за работников отвечает работодатель, то личную имущественную ответственность могут нести только оценщики - ИП. Как следствие - компенсационные фонды СРО сейчас работают только исключительно в интересах клиентов оценщиков-предпринимателей, и не обеспечивают ответственности оценщиков-физлиц, работающих по трудовым договорам. Хотя взносы уплачивают все оценщики-члены СРО: и ИП, и физлица (напомним, в сфере оценки организации не являются членами СРО). Поэтому предлагается обязать оценщиков (экспертов-оценщиков) страховать ответственность перед заказчиком, третьими лицами и работодателями, а также установить ответственность наемного оценщика (эксперта-оценщика) перед его работодателем в порядке регресса, например в размере до 50% от ущерба, фактически возмещенного работодателем заказчику, третьим лицам, но не более среднего годового заработка оценщика (сейчас по ТК не более месячного оклада).
Новацией стали поправки, конкретизирующие права и обязанности СРО оценщиков по защите профессиональных и трудовых интересов своих членов. Причем СРО смогут принимать на себя функции профсоюза добровольно. Это, в свою очередь, позволит влиять на тарифную и зарплатную практику работодателей.
В начале августа «Российское общество оценщиков» направило в региональные филиалы для обсуждения свои предложения по поправкам к закону. В сопроводительном письме региональным отделениям РОО предлагается рассмотреть эти поправки до 10 сентября для организованного их обобщения и направления в Госдуму.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru