Готовности к созданию нового координатора железнодорожных операторов пока нет
Минтранс России в ближайшее время предполагает завершить мероприятия по созданию цивилизованного рынка операторских услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Разговоры о необходимости объединения операторов в рамках единой саморегулируемой организации идут уже давно. Однако на сегодня ни один программный документ в области железнодорожного транспорта не декларирует создание СРО как действенного механизма регулирования операторского рынка.
Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук в интервью Информационному агентству «РЖД партнер.ру» по данному вопросу, в частности, сказал:
– Вопрос создания коммерческой инфраструктуры рынка в виде СРО на данный момент не проработан, и доказательств целесообразности и оптимальности такого механизма нет. Во-первых, отсутствует четкое определение сферы деятельности саморегулируемой организации на железнодорожном транспорте. Ее конечная услуга – перевозка грузов и пассажиров, но сейчас предметно обсуждается лишь предоставление вагонов под перевозку. Во-вторых, в данный момент перевозка грузов в качестве рыночной сферы деятельности государством не рассматривается, соответственно и предмет саморегулирования как таковой отсутствует. Если происходит либерализация регулирования в сфере перевозок (а не только предоставления вагонов), то такие условия должны распространяться на всех перевозчиков, включая частных. Но против этого выступают некоторые ведомства.
Поэтому, прежде чем говорить о внедрении механизма СРО, в котором будут представлены позиции совершенно разных участников рынка, важно, чтобы существовала единая позиция государства. Сегодня у нас в регулировании задействовано шесть ведомств (Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, ФСТ, Росжелдор и Ространснадзор) и, частично, ОАО «РЖД». Но даже у них различные мотивы, взгляды на способы и методы регулирования, и это не позволяет достигать консенсуса по отношению к новым субъектам рынка перевозок.
Также до сих пор не определен статус операторов грузовых вагонов, их права и обязанности, хотя практически 100% парка находится в рыночной сфере – без правил функционирования, контроля или регулирования. Предоставление вагонов под перевозку как вид деятельности до сих пор четко не определено в нормативной базе, отсутствует в классификаторах видов деятельности (ОКВЭД), работ и услуг (ОКПД). Отсутствие согласованной позиции регуляторов выливается в отсутствие необходимых изменений в нормативно-правовой базе для создания в дальнейшем условий функционирования частных перевозчиков по модели «за маршрут».
Сейчас на железнодорожном транспорте в основном сохраняется технологическое и управленческое единство производственного процесса всех участников перевозок, а также единая диспетчеризация. В электроэнергетике это те функции, которые ранее выполнялись РАО «ЕЭС России» и после его распада были частично распределены по выделенным из него структурным подразделениям. Вакуум в области нормотворческой деятельности должен был заполнить созданный в электроэнергетике «Совет рынка». В железнодорожной отрасли пока ситуация не столь драматична, как разрушительные события, произошедшие в электроэнергетике в прошлом. Поэтому следует хорошо обдумать уместность применения аналогий, - констатировал Владимир Савчук.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru