Первый проект саморегулирования в Белоруссии «не пошел»
На сегодняшний день в соседней с Россией Республике Беларусь механизм регулирования определенных сфер предпринимательской деятельности посредством создания негосударственной организации фактически не развит. Только адвокатская деятельность имеет отдельные признаки саморегулирования. Пожалуй, это единичный пример саморегулирования в Беларуси.
Поэтому во многом от того, как глубоко будет проработана концепция саморегулирования, насколько полно в ней будут содержаться ответы на накопленные вопросы, зависит дальнейшая судьба проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» Подготовку этой концепции осуществляет в текущем году Министерство юстиции РБ.
По словам начальника Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Беларуси Михаила Хиля, в республике проводится политика, направленная на упрощение ведения предпринимательской деятельности. В этой связи в конце 2010 года была издана Директива Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Пункт 47 мероприятий по ее реализации предусматривал введение регулирования в этой сфере путем создания и деятельности саморегулируемых организаций.
В целях реализации этого пункта мероприятий в 2011 году созданной при Министерстве юстиции рабочей группой была подготовлена первоначальная редакция проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях». В работу были вовлечены представители различных государственных органов, предпринимательские союзы и ассоциации. Но так сложилось, что проект «не пошел». Ситуацию не спас предложенный со стороны предпринимательских структур альтернативный вариант документа. Он также не дал ответов на главные вопросы: в каких сферах возможно введение саморегулирования и каков правовой механизм его реализации?
В связи с актуальностью саморегулирования, сохранением к ней интереса со стороны бизнес-сообщества на государственном уровне было принято решение о целесообразности подготовки концепции соответствующего законопроекта. Данное решение содержится в Указе Президента от 3 января 2013 г. № 1 и предусмотрено пунктом 34 плана подготовки законопроектов на нынешний год, утвержденного данным указом.
Согласно этому документу, концепция будет иметь принципиальные отличия от проекта закона, начиная с процедурных моментов и заканчивая содержательным наполнением. В частности, концепция должна содержать анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта, обзор научных исследований, публикаций в печати, законодательства иностранных государств, иметь предварительную структуру законопроекта, содержать прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий его принятия. При этом подготовленный вариант концепции должен быть согласован с заинтересованными органами и организациями, а на последней стадии — с главой государства. Если результат подготовленной концепции удовлетворит все заинтересованные стороны, то в последующем на ее основе будет написан соответствующий законопроект.
По словам Михаила Хиля, в разработке концепции используется опыт других стран. В западноевропейских странах имеется многовековой опыт саморегулирования, основанный на цеховых объединениях и объединениях людей свободных профессий. Однако подобные модели правового регулирования вряд ли возможно адаптировать к современным экономическим реалиям. Но речь не идет о том, что такой опыт вовсе не интересен. Отдельные элементы при условии их востребованности вполне могут быть применимы при создании национальной правовой модели. Куда больший интерес представляет создание и деятельность саморегулируемых организаций на территории государств, в которых подобные системы появились сравнительно недавно, но при этом сумели зарекомендовать себя с положительной стороны. Поэтому, прежде всего, внимание обращается на накопленный опыт в странах — партнерах по Таможенному союзу и ЕЭП. Так, в Российской Федерации действует специальный закон, в котором подробным образом регламентируется порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. Имеется наработанная практика применения его положений, которая выявила, в том числе недостатки и недоработки, которые также следует учитывать в ходе подготовки концепции. Есть еще один важный документ, на который следует опираться при формировании положений концепции. Это Модельный закон от 31 октября 2007 года «О саморегулируемых организациях», принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ. Ценность данного документа состоит в том, что он вобрал в себя обобщенный опыт создания саморегулируемых организаций на территории государств — участников СНГ.
Статья подготовлена на основе материала газеты «РЭСПУБЛIКА», № 47 (5708) .
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru