Применение СРО закона об информационной открытости обсудили на круглом столе
19 мая в измайловском гостиничном комплексе прошел круглый стол «Применение саморегулируемыми организациями законодательства об информационной открытости», организованный Комитетом НОСТРОЙ по информационной политике. Целью круглого стола стало формирование единого подхода саморегулируемых организаций строительной отрасли к составу и форме представления сведений, раскрываемых в соответствии с законодательством.
Участники «круглого стола» – представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представители Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, члены Комитета НОСТРОЙ по информационной политике, члены Экспертного Совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, представители саморегулируемых организаций строительного комплекса, иные представители делового и экспертного сообщества – обсудили вопросы применения законодательства СРО об информационной открытости, а также проблемы информационного взаимодействия некоммерческих партнерств и органов надзора за СРО по вопросам предоставления документов и пути их решения.
В ходе мероприятия участники могли задать интересующие их вопросы по техническим и организационным аспектам наполнения своих сайтов, однако не всегда смогли получить удовлетворяющие их ответы, отмечают представители Национального объединения изыскателей. Причиной этого стали максималистские требования приказа Минэкономики №803 от 31.12.2013 г., который должен вступить в силу 11 июля 2014 года. Хотя на этапе подготовки он был сглажен и упрощен экспертами-практиками, но все еще таит в себе много неясностей и головоломок. Не случайно, один из докладчиков Семен Чичерский признался, что до сих пор региональные подразделения Ростехнадзора не знают, как проверять сайты СРО и все еще разрабатывают методику. Другой эксперт НОСТРОЙ Александр Мешалов заявил, что только практика проверок покажет, чего и в каком объеме хотят видеть на сайтах СРО контролирующие органы.
Одной из самых острых тем Круглого стола стал вопрос о необходимости размещения на сайтах данных о прекращении выдачи свидетельств членам СРО в прошедшие годы, учитывая, что вступивший в силу в 2013 году Закон №113 ФЗ не имеет обратной силы. По мнению модератора, председателя Комитета НОСТРОЙ по информационной политике Артура Трапицына, сама саморегулируемая организация должна решать, какую информацию надо размещать, самой определять ее «срок давности».
С его мнением не вполне согласился доцент-правовед Евгений Семьянов. Ссылаясь на главную цель закона об информационной открытости – противодействие «коммерческим» СРО, докладчик возразил, что «нельзя давать индульгенцию нарушителям» и данные о лишении или приостановке свидетельств о допуске в прошлые годы публиковать необходимо.
Существенную практическую пользу дало участникам выступление члена профильного комитета НОСТРОЙ Глеба Бабинцева, который представил типовой макет сайта с целью облегчения работы и экономии затрат техническим специалистам СРО. Этот типовой макет с реальным адресом www.sitesro.ru содержит все необходимые разделы, включая реестр членов, и может быть легко заполнен персоналом любой СРО. Для демонстрации реестра Глеб Бабинцев применил реестр членов НП «Центризыскания», который он охарактеризовал как «образцовый».
Выступление зампреда Комитета НОСТРОЙ Ирины Сапегиной было посвящено необходимости укрепления взаимодействия между СРО и органами контроля за СРО, в частности, созданию ими единой электронной информационной системы. Заместитель руководителя аппарата НОИЗ Петр Котенков выразил уверенность, что вступающие в силу новые законодательные акты помогут Национальным объединениям в противодействии «коммерческим» СРО. Он подчеркнул, что, если их основные положения будут одобрены на съездах и внесены в Уставы Нацобъединений, то они станут действенным инструментом в борьбе с нарушителями.
В завершении мероприятия был принят проект резолюции круглого стола. Ниже опубликованы рекомендации, которые участники встречи сочли нужным внести в документ.
1) Саморегулируемым организациям рекомендуется принять к сведению информацию о применении Приказа Минэкономразвития России № 803 от 31.12.2013 г. «Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требованиях к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения использования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций».
2) Комитету по информационной политике совместно с отделом мониторинга и анализа НОСТРОЙ рекомендуется осуществлять текущий мониторинг исполнения законодательства об информационной открытости, в результате чего сформировать промежуточный аналитический отчет, на основании которого подготовить возможные предложения по внесению изменений в Приказ Минэкономразвития России № 803 от 31.12.2013 г.
3) Саморегулируемым организациям рекомендуется принять типовое Положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов в качестве внутреннего документа СРО в целях формирования единого подхода к составу и форме представления сведений, раскрываемых в соответствии с законодательством РФ.
4) Саморегулируемым организациям рекомендуется принять к сведению информацию о практических методиках раскрытия информации на примере предложенного макета сайта саморегулируемой организации, а также использовать данную структуру официального сайта СРО как типовую в целях формирования целостного и удобного информационного пространства в интересах пользователей информации.
5) Национальному объединению строителей рекомендуется обратиться в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с предложением включить в раздел 3 плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию технического регулирования, ценообразования, сметного нормирования и саморегулирования в строительной сфере, а также по развитию контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства) дополнительный пункт о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих направление документов и сведений в орган надзора за саморегулируемыми организациями только в электронной форме (без подачи таких сведений и документов на бумажном носителе).
6) Комитету НОСТРОЙ по информационной политике совместно с Национальными объединениями проектировщиков и изыскателей, а также с помощью экспертов в области информационного рекомендуется обеспечения создать рабочую группу с целью формирования предложения по вопросам разработки единого электронного формата подачи саморегулируемыми организациями сведений и документов в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
7) Председателю Комитета Трапицыну Артуру Викентьевичу рекомендуется обратиться к Президенту Национального объединения строителей Кутьину Николаю Георгиевичу, являющемуся членом Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, с просьбой вынести на рассмотрение данного совета вопрос о привлечении к вышеуказанной работе соответствующих представителей Ростехнадзора.
8) Совету Национального объединения строителей на основании сформированных предложений Комитета НОСТРОЙ по информационной политике рекомендуется рассмотреть вопрос о включении в план работы Объединения на год разработку единого электронного формата подачи саморегулируемыми организациями сведений и документов в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru