Проект закона о СРО налоговых консультантов внесен в Госдуму
В Госдуму внесен законопроект, направленный на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Автором проекта является депутат Андрей Макаров.
Характерной особенностью законопроекта является то, что он охватывает консультирование по вопросам применения положений не только законодательства о налогах и сборах, но и иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы РФ, отмечается в пояснении к документу.
«В настоящее время услуги по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учёта, составлению налоговых расчётов и деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Однако пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера и связано, главным образом, с однократным декларированием доходов, разовой самостоятельной уплатой налогов или получением налоговых вычетов, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового.
Данные обстоятельства порождают недостаточный уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков, что приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых деклараций, несвоевременной или неполной уплате налогов, следствием чего, в свою очередь, является применение к налогоплательщикам мер налоговой ответственности.
Введение института налогового консультирования призвано решить данную проблему», – считает Макаров.
Согласно проекту закона, деятельность по налоговому консультированию будет осуществляться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
По проекту Макарова, статус налогового консультанта вправе приобрести физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат налогового консультанта, являющееся членом соответствующей саморегулируемой организации. Статус налоговой консультации может приобрести юридическое лицо, созданное в форме коммерческой организации для осуществления деятельности по налоговому консультированию, являющееся членом СРО налоговых консультантов. При этом численность налоговых консультантов, являющихся работниками налоговой консультации на основании трудовых договоров, должна составлять не менее трех. Отсутствие статуса налогового консультанта или налоговой консультации не является препятствием для оказания подобного рода услуг.
Саморегулируемая организация налоговых консультантов включается в государственный реестр, если:
1) в ее составе в качестве не менее 100 налоговых консультантов и/или налоговых консультаций
2) при наличии стандартов деятельности по налоговому консультированию и правил осуществления контроля качества работы членов саморегулируемой организации;
3) при обеспечении дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед консультируемыми лицами и иными лицами;
4) при обеспечении доступа к информации о деятельности СРО посредством опубликования в Интернете сведений о членах;
5) при наличии утверждённых программ повышения квалификации своих членов.
Основными функциями саморегулируемой организации налоговых консультантов являются:
1) разработка и утверждение единых для всех членов саморегулируемой организации требований к членству в ней;
2) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
3) представление интересов членов СРО налоговых консультантов в их отношениях с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
4) ведение реестра членов СРО в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях»;
5) осуществление контроля качества работы своих членов;
6) рассмотрение жалоб на действия своих членов и дел о нарушении ее членами требований стандартов и условий членства в саморегулируемой организации налоговых консультантов.
Возмещение консультируемому лицу имущественного вреда, причиненного вследствие ненадлежащего качества оказанных услуг реализуется через механизм саморегулирования деятельности, предусматривающий, в том числе, имущественную ответственность членов СРО налоговых консультантов.
В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления налогового консультирования законопроектом предусмотрено создание Совета по деятельности в области налогового консультирования, состоящего из двух представителей государственных органов, двух представителей от федеральных органов исполнительной власти, двух представителей СРО налоговых консультантов, а также 10 независимых представителей.
Предполагается, что закон вступит в силу со следующего года
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru