Ростехнадзор и ненавязчивый сервис
День саморегулирования в строительстве стал для многих членов саморегулируемого сообщества «днем откровения». Выступая на круглом столе, представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) объявил о новациях своего ведомства, в частности, установлении электронного документооборота с саморегулируемыми организациями для предоставления ими сведений в Государственный реестр СРО (далее - реестр). Обоснование давалось «железное» - в соответствии с требованиями действующего законодательства и во исполнение...
Казалось бы, нововведение прекрасное. Однако, по сути, все свелось к банальному объяснению, что ничего не бывает бесплатно, и за передачу сведений в реестр придется платить.
Слова с делами у чиновника не разошлись, и вскоре, на электронные почтовые ящики руководителей СРО стали приходить деловые предложения заплатить за электронную подпись указанному оператору и через него же осуществлять передачу сведений в реестр. Разумеется, сия операция также должна осуществляться не безвозмездно.
Результат не заставил долго ждать. Пока слышен общий ропот недовольства новым побором, но он может перерасти в нечто другое – обращения в ФАС, суд, и т.д.
В общем, да здравствует, не убиваемый и ненавязчивый советский сервис!
Впрочем, с помощью эксперта остановимся на законодательных актах, которые необходимы для электронного документооборота, но не вносят полную ясность в данный вопрос.
Итак, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 № 724 (в ред. от 24.09.2010) «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» государственный реестр саморегулируемых организаций ведется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на бумажном и электронном носителях путем внесения в реестр реестровых записей.
Ведение реестра на электронном носителе осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
Под электронным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения (Федеральные законы: от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и от 26.03.2008 № 28-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).
На электронном носителе документ саморегулируемой организации может быть размещен только в виде электронного документа. Понятие электронного документа установлено в статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Существенная деталь: устанавливая норму части 14 статьи 55.5 Градостроительного кодекса законодатель, возможно, непреднамеренно (!) установил подачу документов саморегулируемых организаций в виде электронных документов, не указав прямо на необходимость или отсутствие такой необходимости в равнозначности представляемых документах саморегулируемых организаций на электронных и бумажных носителях.
Между тем, исходя из нормы пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 № 724 при несоответствии записей на бумажном носителе записям на электронном носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе. Аналогичная практика приоритета бумажного носителя перед электронным носителем используется при ведении различных государственных реестров и определена в Федеральных законах от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Следуя данной логике, информация и реквизиты электронного документа саморегулируемой организации полностью должны совпадать с документом саморегулируемой организации на бумажном носителе. В противном случае, заплатишь, а электронный документ могут признать недействительным.
Далее, статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» устанавливаются условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Так, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Впрочем, несмотря на все вышеперечисленные законодательные акты, представление документов саморегулируемых организаций в Ростехнадзор на электронных носителях в настоящее время реально невыполнимо в силу элементарного отсутствия проработанных и утвержденных нормативных правовых актов Ростехнадзора, обеспечивающих электронный документооборот между органом по надзору за деятельностью СРО и саморегулируемыми организациями. То есть, как говорится, приехали.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, это - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из этого определения, напрашивается вывод, что функция государственных органов по внесению сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и предоставлению сведений из него является государственной услугой.
Поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты по представлению государственных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг в течение 2 лет, с даты вступления в силу указанного Федерального закона.
Приказом Ростехнадзора от 10.02.2009 № 57 «Об организации работы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» были утверждены формы документов, необходимые для ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.
Однако в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации в адрес Ростехнадзора от 9.02.2011 № 01-6179-ДК приказ Ростехнадзора от 10.02.2009 № 57 вышел за пределы представленной компетенции, затрагивает права неограниченного круга лиц и подлежал государственной регистрации в установленном порядке, но так и не был представлен на госрегистрацию. В связи с этим, в силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не прошедшие государственную регистрацию, а также не зарегистрированные в установленном порядке, не влекут последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение в них предписаний. Посему Ростехнадзору было предложено отменить указанный выше приказ. И 4.03.2012 приказом № 101 Ростехнадзор отменил свой приказ от 10.02.2009 г. № 57.
В результате всех этих коллизий сложился правовой вакуум в отсутствии нормативных правовых актов обеспечивающих возможность представления саморегулируемыми организациями в электронном виде на электронных носителях документов, сведения из которых необходимы для ведения государственного реестра саморегулируемых организаций.
Данную ситуацию предприимчивые чиновники решили «разрулить» одной-единственной компанией-оператором. Подобный ненавязчивый сервис недавно широко использовался в Минобороны, чем это закончилось, всем хорошо известно.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru