Совокупная величина компфондов СРО аудиторов на 31 декабря 2013 года составила 117,3 млн. рублей
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации опубликовал отчет о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2013 году.
Отчет составлен на основе сведений, предоставляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
В 2013 году в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором и проведены 293 проверки. В минувшем году отмечено 8 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы.
Проверками вскрыты многочисленные нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и федеральных стандартов аудиторской деятельности. Факты нарушений установлены в ходе 240 проверок. По результатам этих проверок Росфиннадзором приняты 262 решения о применении мер дисциплинарного воздействия:
37 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения;
181 предупреждение о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности;
32 предписания саморегулируемым организациям аудиторов о приостановлении членства аудиторских организаций;
12 предписаний саморегулируемым организациям аудиторов об исключении аудиторских организаций из этих саморегулируемых организаций.
Кроме того, Росфиннадзором составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения проверок и за предоставление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).
Общее количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2013 году 937 (НП «Аудиторская палата России» (АПР) - 229; НП «Институт Профессиональных Аудиторов» (ИПАР) - 109; НП «Московская аудиторская палата» (МоАП) - 332; НП «Российская Коллегия аудиторов» (РКА) - 119; НП «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС) – 145).
По сравнению с 2012 годом количество проведенных в 2013 году саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 8,7 %. Уменьшение количества проведенных проверок имело место лишь в ААС.
Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2013 году проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, уменьшилась на 2 процентных пункта и составила 32 %. Проверками были охвачены аудиторские организации во всех федеральных округах.
Из общего количества внешних проверок качества работы 96 % являлись плановыми, 4 % - проведены вне утвержденных планов, в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.
В 2013 году саморегулируемыми организациями аудиторов проведено 937 проверок соблюдения аудиторскими организациями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также 937 проверок исполнения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции. Все проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
В ходе проверок было отмечено 236 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2012 годом количество таких случаев возросло на 93 %. Они имели место во всех СРО аудиторов: АПР - 37 случаев; ИПАР - 27; МоАП - 95; РКА - 1; ААС - 76.
В 2013 году имели 38 случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2012 голом показатель вырос более чем на 3 %.
Расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2013 году составили 43,5 млн. руб. или 18, 2 % общих расходов этих организаций.
Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло в ИПАР и МоАП. В АПР, РКА и ААС указанные расходы сократились.
Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2013 года составила 117,3 млн. рублей. По сравнению с 2012 годом величина компенсационных фондов СРО аудиторов возросла во всех саморегулируемых организациях аудиторов на 4-8 %. Выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов не производились.
В 2013 году количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 727 человек, в том числе 21 штатный контролер в АПР, МоАП и ААС. Но фактически в осуществлении внешнего контроля качества работы принимали участие лишь 378 контролеров саморегулируемых организаций аудиторов или 52 % их общего количества.
По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2013 году проверок внешний контроль качества работы прошли 823 аудиторских организации и 145 индивидуальных аудиторов (89,6 % от общего количества проверенных СРО аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов).
Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 99 проверок. Эти меры приняты к 87 аудиторским организациям и 12 аудиторам.
В ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушения выявлены не были.
В отчете также указаны основные проблемы системы внешнего контроля качества:
- уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы;
- низкий уровень квалификации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества;
- низкое качество планирования, организации и осуществления проверок;
- неэффективность мер дисциплинарного воздействия по результатам проверок;
- формальный подход к проверкам; унификация подходов к осуществлению проверок;
- координация деятельности по осуществлению внешнего контроля качества саморегулируемых организаций аудиторов и Росфиннадзора; необходимость неформального рассмотрения жалоб
- необходимость ротации специалистов, занятых проведением проверок;
- отсутствие специальных проверок по вопросам соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и требований противодействию коррупции.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru