СРО «Национальная фондовая ассоциация» представила отчет о работе в 2013 году
На XIX Общем (ежегодном) собрании СРО «Национальная фондовая ассоциация», которое состоялось в конце прошлого месяца, были подведены итоги работы в 2013 году и утверждены направления деятельности ассоциации на 2014-2015 г. Члены СРО НФА избрали новый состав Совета директоров и его сопредседателей. Ими стали Андрей Голиков (независимый директор), Юлия Карпова (Внешэкономбанк), Виктор Жидков (ИБ «Веста»), Сергей Монин (Райффайзенбанк). Также был избран Президент СРО НФА на 2014-2016 гг. Им был вновь выбран Константин Волков.
В Общем собрании СРО НФА приняли участие 150 представителей организаций – членов СРО НФА, а также гости – представители Банка России, организаций-партнеров ассоциации. Заседание вел Сопредседатель Совета Директоров НФА Андрей Голиков.
В целях обеспечения рабочего взаимодействия с регулятором Собрание утвердило специальный статус участия в заседаниях СД СРО НФА заместителя Председателя Банка России Владимира Чистюхина. Он был наделен правом совещательного голоса по всем обсуждаемым вопросам.
«От имени Совета директоров НФА хочу подчеркнуть, что в течение 2013 года и уже в 1-м квартале 2014 Совет директоров продолжал свою деятельность строго в рамках проектной деятельности, и мы взяли курс не просто на операционную деятельность, а четко были сформулированы проекты, по каждому проекту есть четкая цель, задача, источники финансирования, ответственные исполнители, со-исполнители, организации, которым этот проект ближе всего. И в 2013 году по некоторым проектам был достигнут значительный прогресс, и очень важно сохранить такой формат деятельности, с конкретными задачами и с достижением конкретного результаты. Тогда все участники НФА будут знать, что они не зря платят членские взносы (которые, кстати, уже несколько лет не повышаются). Мы пытаемся находить дополнительные источники финансирования, и от проведения конференций, семинаров, от лицензирования и т.д. Несколько лет нам удается это выдерживать. В 2014 году членские взносы не изменятся, а уже в 2015 году мы посмотрим, как жить дальше, потому что мы расширяем круг деятельности, у нас появляются регистраторы, сейчас мы задумываемся о том, чтобы объединиться с НВА и усилить направления деятельности НФА, все это будет проанализировано, сначала обсуждено на Совете директоров, а потом уже и на очередном собрании», – во вступительном слове сказал Голиков.
Затем были представлен отчет о проделанной работе. С докладом выступил Президент СРО НФА Константин Волков.
«Хочу начать словами американского президента Джефферсона, который сказал, что нет такого плохого, чего нельзя было бы обратить себе на пользу. Это я говорю о том состоянии российского финансового рынка и о последних вводных, в которых мы с вами должны работать и жить. Рынок уже несколько лет не растет, 2013 год не был исключением, российские активы стабильно недооценены, свободный капитал не идет на инвестиции, а теперь еще и добавились экономические санкции. Но нет худа без добра, и мы думаем, что в этих условиях необходимо собрать в один кулак все ресурсы и заняться задачами окончательного формирования российского финансового рынка и комфортных условий для внутреннего инвестора. Под эти углом я и хотел бы рассказать, что делает Ассоциация.
Первое – это корпоративная деятельность, ее интегральный показатель – это число участников. К сожалению, оно немного снизилось, снизилось бы еще больше, если бы мы с вами не так активно работали, поскольку за последний год многие банки прекратили существование. В этой ситуации стабильность состава, чем НФА характеризуется в течение ряда лет, мы считаем показателем высокой надежности нашей организации. Сегодня состав организации примерно таков: 90% – это кредитные организации, профучастники, 10% – иные профучастники. Задача исполнительной дирекции и всех органов НФА сделать так, чтобы каждой категории участников было в НФА хорошо, и совместно они давали синергетический эффект. Такое и происходит.
И наряду с основными категориями профучастников, традиционными видами деятельности (которых традиционно для Ассоциации четыре), к нам присоединяются регистраторы, в последнее время – и спецдепозитарии. Одну уважаемую компанию - «Инфинитум» мы приняли, вторую - спецдепозитарий Сберегательного банка - хотели бы принять прямо здесь на собрании. Очень уважаемая организация, очень профессиональный состав, уже показавший себя в проектах НФА. Кроме того, к нам присоединяется Россельхозбанк, Московский кредитный банк.
Теперь – о тех направлениях деятельности, которыми занимается НФА в жестких конкурентных финансовых условиях.
Первый проект традиционный - это развитие рынка РЕПО. Несмотря на то, что, казалось бы, на этом рынке уже сделано все, что возможно, он продолжает развиваться - это и РЕПО с Центральным контрагентом, это хит прошлого сезона РЕПО с корзиной ценных бумаг (с заменой обеспечения), эти технологии все больше востребованы. На очереди – то, что обсуждается буквально сейчас – это РЕПО с пулом ценных бумаг, и я надеюсь, что в этом году мы вместе с Банком России и Московской биржей сможем предложить рынку развитие этих проектов.
По данному направлению НФА делается немало - разработана и зарегистрирована 2-я редакция Примерных условий, которые определяют выполнение операций РЕПО, разработано Генсоглашение (2-я редакция), которое сильно облегчает жизнь тем участникам, которые сами не готовы разрабатывать свои Генсоглашения. Это и новая модель бухучета операций РЕПО, разработанная Комитетом по бухучету НФА, которая легла в основу Методических рекомендаций Банка России.
Следующий проект, который мы бы хотели представить – совместный проект с УК «Лидер» по концессионным облигациям. Этот проект в какой-то степени уникален, потому что он решает для участников сразу несколько задач. Это и появление на рынке концессионных облигаций, а для кредитных организаций это – надежный актив, который в дальнейшем можно будет эффективно рефинансировать, и, наконец, это - то самое взаимодействие финансового рынка и реальной экономики, о котором мы мечтаем. И вот оно осуществилось. По крайней мере, участники выездного совещания в апреле на «Главной дороге», которая построена в рамках концессии, в этом абсолютно убеждены. Когда видишь, что деньги не просто работают, а создают реальные материальные блага, то чувствуешь удовлетворение от работы.
Другой проект – это снижение регулятивной нагрузки, тема «вечнозеленая», ее полностью за короткий срок выполнить невозможно, но конкретные шаги мы в этом направлении делали - это система отчетности, это работа НФА по Базелю-3 и ряд других, они представлены на слайдах. Скажу пару слов в отношении к Базелю-3. Система Базельских соглашений замечательна, это, может быть, даже завтрашний день международного рынка, но, к сожалению, в том виде, в котором она предлагается российскому рынку, а в данном случае именно мы почему-то должны стать «впереди планеты всей», других, более существенно развитых стран. Такое предложение вызывает у нас беспокойство, особенно, те конкретные положения, которые устанавливают, что, например, большинство наших вполне ликвидных бумаг, которые мы признаем «голубыми фишками», с точки зрения этого документа оказываются неликвидными, не входят в расчет коэффициента краткосрочной ликвидности, и, стало быть, выводятся из списка ликвидных активов, как, например, все банковские облигации. И это – в обычных, стандартных условиях. Что же тогда говорить о ситуации, когда в силу разных причин рейтинг страны международными рейтинговыми агентствами будет понижен, и есть шанс оказаться вообще без ликвидных активов. Что тут будет делать регулятор, не говоря уже об участниках - пока не очень понятно. И мы хотели бы лишний раз, пользуясь присутствием уважаемых первых заместителей Председателя Банка России еще раз обратить на это внимание.
Третий проект, который также идет в русле развития системы рефинансирования – это рефинансирование пулов закладных. У этого проекта достаточно длинная судьба, мы пришли к нему с совместного проекта с АИЖК, который стал нашим надежным партнером. Первым совместным проектом стал проект по разработке стандартов депозитарного учета закладных, которые нам уважаемый регулятор в прошлом году зарегистрировал. Благодаря этим стандартам появилась возможность принятия Банком России закладных в виде пулов и их рефинансирования. Это – один из важных резервов, которые еще остаются в банковской системе, а именно – по разным оценкам только могущее быть предъявленным ипотечное обеспечение может превысить 1 трлн, а в перспективе – еще большие цифры, если эта система будет технологична, экономична, если она будет компенсировать участникам правовые риски. Надеемся, что эту работу мы с СЭД Банка России, под руководством Заместителя Председателя Н.Ю.Ивановой, сумеем выполнить.
Еще один проект – Ценовой центр НФА. Он уже стал многофункциональным, потому что в проект входит функционирующая с 2005 года система фиксинга НФА, в рамках которой НФА рассчитывает цены - сейчас более чем по 100 облигациям, включенным в ломбардный список. За прошедший год мы смогли Ценовой центр, ключевым партнером которого является НРД, из тестируемой модели перевести в реально действующий расчетный механизм, в рамках которого на ежедневной основе рассчитываются цены по 1500 облигаций. Значение такого инструмента, особенно, в условиях кризиса, трудно переоценить. В ближайшее время в рамках Ценового центра будут рассчитываться цены по 40 акциям, входящим в ломбардный список, на очереди – расчет цен по стандартизованным производным, по иностранным ценным бумагам. В перспективе – такие сложные инструменты, как ипотечные ценные бумаги, паи ПИФов и т.д. По этим инструментам идет работа на методическом уровне. Все эти проекты были представлены руководству Банка России, уважаемой Ксении Валентиновне, Председателю Банка России г-же Набиуллиной, и были поддержаны, за что мы руководство Банка России благодарим, нам очень важно такое рабочее взаимодействие и поддержка.
И в качестве бонуса – это не совсем проект, но та задача, к которой НФА тоже подходила – это включение в НФА Национальной валютной ассоциации. НФА уже вышла далеко за рамки не только фондового рынка, но и денежного рынка, наши области пересекаются. НФА имеет статус СРО, большие заслуги в деле развития денежного и валютного рынка есть и у НВА, и вы увидите даже по составу сегодняшних документов, мы включаем многих представителей НВА в состав руководящих органов, в состав рабочих органов, и таким образом, по предложенному составу Совета директоров более 50% состава Совета являются представителями организаций, которые одновременно являются организациями-членами НФА, и членами НВА. Надеемся, что в этом году мы успешно завершим эту работу, и на следующем общем собрании за это отчитаемся.
И, наконец, наше функционирование в качестве СРО. Здесь мы не совершили никаких революционных шагов, а добросовестно выполняли те функции, которые нам положены по действующим требованиям к СРО. Мы участвовали в лицензировании, собирали отчетность, мониторили участников, мы обновляли документационную базу, мы проводили выездные и камеральные проверки, проводили аттестацию сотрудников. Подробную информацию по этому поводу вы можете найти в Годовом отчете, который есть у вас в материалах.
Надеемся, что будет прорыв с принятием проекта закона о СРО на финансовых рынках, в подготовке которого мы также участвовали. Несмотря на ряд непринятых наших предложений, мы его поддерживали, и считаем, что те замечания, которые были высказаны сообществом, пошли ему на пользу, и в настоящее время он вполне готов к принятию. После его принятия и в соответствии с новыми уточненными полномочиями, которые будут даны СРО нашим мегарегулятором, мы будем готовы их выполнять. Таким образом, подводя итог нашей большой деятельности в 2013 году, осмелюсь выразить мнение, что мы неплохо поработали, и если наш рынок в отношении регулятора – это некий корабль, где регулятор – это капитанская рубка, то мы вполне готовы довольствоваться ролью механизма, который помогает кораблю держать правильный курс и достигать целей, которые ставит регулятор в интересах участников российского финансового рынка. Спасибо.»
В рамках пленарного заседания выступали руководители Центрального Банка Российской Федерации, Группы «Московская Биржа», члены Совета Директоров НФА, представители актива ассоциации. Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов, в частности, рассказал о готовящемся законе о СРО финансового рынка:
«Много лет мы проводим с вами годовые собрания НФА, многие сидели здесь и 5, и 10 лет назад. За это время они стали председателями банков, членами правления, занимают другие ответственные должности, и НФА взрослеет вместе с ее членами, вместе с людьми, которые определяют ее политику. Солидность организации связна с охватом и с теми задачами, которые решает саморегулируемая организация. В прошлом году мы создали мегарегулятор, в какой-то степени это был ответ на те вызовы финансового рынка, которые глобальный рынок пережил в 2008 году. При создании мегарегулятора и Правительством, и Президентом было особо отмечена необходимость баланса сил на рынке между госрегулированием и саморегулированием. Поэтому одна из задач, которая была поставлена нам и Министерству финансов – это создание нового законодательства о саморегулировании, где бы коренным образом были усилены институты саморегулирования, повышена ответственность СРО за те задачи, которые они призваны решать, и вовлечение участников финансового рынка в саморегулирование. Этот закон находится в высокой степени готовности в Правительстве, вчера были слушания по юридической экспертизе этого закона.
Какие его основные черты? Прежде всего – это обязательное членство, потому что саморегулирование – это дополнение, это комплиментарное регулирование к государственному регулированию. Для того, чтобы была справедливая конкурентная среда, чтобы избежать фрагментации рынка - исполнение саморегулируемых принципов должно стать обязательным. Неважно, что эти принципы разработаны самими участниками рынка, но это становится частью регулирования. За саморегулируемыми организациями закрепляется задача не только выработки этих принципов, утверждения их, но и согласование между теми СРО, которые объединяют одну и ту же функцию, например, объединяют депозитарии или брокерские компании. Потому что наличие нескольких стандартов – это фрагментация, это нехорошо для нашего рынка. Также на СРО падает бремя контроля за тем, чтобы этот элемент саморегулирования соблюдался. Следующий момент – это мультибрендовость СРО. У нас с вами 18 видов лицензий и понятно, что часть лицензий связаны между собой, на финансовом рынке происходит взаимопроникновение, появляются финансовые супермаркеты, и одно юрлицо имеет несколько лицензий, и создавать в этом случае слишком много СРО просто дорого, потому что это затраты на содержание персонала, на выработку решений, на согласования. Новый закон позволяет СРО внутри себя объединять несколько видов лицензий, и также выполнять функцию ассоциации.
Сегодня только лицензируемые организации могут быть членами СРО, а после принятия закона любые юридические лица, теоретически, и физические лица могут быть членами СРО, получать от СРО информационные услуги, юридический консалтинг, объединять усилия участников рынка для выработки стандартных соглашений, а также здорового лоббирования каких-то интересов. Кстати, НФА в этом преуспела достаточно давно, и лоббирует интересы банковского сектора у различных регуляторов.
Следующий момент – будут федеральные стандарты, это – базовые стандарты, которые будут утверждаться в Центральном Банке, и то регулирование небанковских институтов, которое сегодня возможно, будет в значительной степени регулированием различных поведенческих правил между участниками финансового рынка и их клиентами. Наш клиент заслуживает того, чтобы у него было побольше качественных стандартных продуктов, потому что у нас низкий уровень финансовой грамотности и достаточно размытая конкуренция между участниками, а появление стандартных продуктов поможет потребителю выбирать наилучшее предложение, а возможность осуществить выбор наилучшего предложения означает осуществить конкурентное преимущество тем, кто эффективно работает.
Следующим моментом саморегулирования является получение от Центрального Банка определенных полномочий в области предлицензионной проверки документов. И обязательное членство вкупе с предлицензионной проверкой будет означать, что уже на этапе получения лицензии будущий профучастник финансового рынка сможет определиться с той СРО, в которой он собирается принимать участие. А выход из СРО фактически будет означать прекращение деятельности, если участник по каким-то причинам удален из СРО, нарушал правила, не платил членские взносы, то ему придется либо вступить в другое СРО, либо прекратить свою деятельность. И дисциплина здесь будет расти, потому что очень важным элементом, повторю, является соблюдение стандартов саморегулирования.
Насколько мы далеко от того, чтобы модель саморегулирования развивалась? Я считаю, что мы имеем достаточно большой опыт саморегулирования, и пример НФА – это хороший пример того, когда в деятельности НФА за последние 10 лет балансировались и лоббистские функции, и функции объединения усилий для снижения издержек участников рынка, и функции саморегулирования. Надеюсь, что НФА впишется в новую модель и будет одним из пионеров работы СРО в новых условиях, у НФА достаточно опыта работы и с другими СРО, и этот опыт нужно развивать.
Еще хочу сказать об усилиях самого рынка в области развития рынка. Наивно думать, что мегарегулятор способен отдельно обеспечить развитие финансового рынка - нет, мы, так же, как и вы, являемся лишь частью общего механизма, и те реформы, которые мы проводим, в значительной степени продиктованы вашими желаниями и будут реализовываться с вашим участием.
Та модель, которую реализует НФА – это глубокое вовлечение членов в различные рабочие группы, в работу над проектами, и это сильно отличает НФА от других известных СРО. Здесь фактически не происходит разделения участников рынка и чиновников от саморегулирования. Все, что происходит в НФА – в значительной мере осуществляется вашими руками.
Один из проектов, который мы собираемся реализовывать вместе с НФА – это развитие рынка облигаций. Сегодня мы понимаем, что банковская система ограничена в возможностях генерировать долгосрочные активы. Сегодня мы понимаем, что Банк России ограничен в возможностях рефинансировать банковскую систему из-за дефицита обеспечения, поэтому успех проекта «Развитие рынка облигаций» – это необходимое условие для развития финансового рынка и многих-многих элементов биржевой и внебиржевой структуры. Мы переводим и намерены перевести внебиржевые деривативы в стандартизированную форму, которая будет использовать обеспечение, принимаемое Центральным контрагентом. Насколько мне известно, Московская биржа намерена более активно использовать облигации вместо денежных средств в качестве обеспечения по тем позициям, которые открываются на бирже. Это означает кратное увеличение спроса на обеспечение, на облигации, и здесь мы можем попасть в ловушку отсутствия достаточного обеспечения. Константин правильно сказал про Базель-3, что есть проблемы качественных облигаций на нашем рынке, есть проблема глубины этого рынка, поэтому развитие рынка облигаций является крайне важным проектом, и остальные подпроекты, которые перечислял Константин – это и Ценовой центр, и РЕПО являются элементами этого большого проекта.
Мы будем развивать рынок облигаций в двух главных направлениях – это упрощение условий выпуска простых облигаций и поддержка сложных форм облигаций, включая облигации, которые будут генерироваться в рамках нового закона о секьюритизации, и облигации, которые будут реализовывать инфраструктурные проекты, и примеры такие на рынке есть. И здесь задача – не просто увеличить на 20-30% рынок облигаций, а увеличить его в разы, эта задача достаточно сложная. Думаю, что наша совместная помощь этому проекту будет необходима.
В заключение хотел бы поблагодарить, выразить свое уважение и восхищение руководству НФА, Константину и Евгении за самоотверженный труд в аскетичных условиях, который они реализуют, и надеюсь, и дальше будут реализовывать на благо нашего российского финансового рынка, поддерживая банки как элемент саморегулирования».
Участники Собрания заслушали и утвердили Отчет о деятельности и финансовых результатах СРО НФА за 2013 г.; отчет Ревизионной комиссии СРО НФА; решения Совета СРО НФА за 2013 год по приему в состав/исключению из состава членов НФА; аудиторское заключение за 2013 финансовый год. Также был утвержден независимый аудитор на 2014 год.
В состав ассоциации была принята новая организация - ООО «Спецдепозитарий Сбербанка», о деятельности и услугах которой, а также их соответствии нормативным требованиям регуляторов и стандартам НФА, рассказала Елена Ильина, генеральный директор Спецдепозитария Сбербанка.
По окончании Собрания вновь избранный Президент СРО НФА поблагодарил всех членов НФА, особенно Совет директоров, за большой вклад и активную работу по развитию финансового рынка, и заверил участников в том, что все озвученные предложения будут обязательно включены в план работы Ассоциации на 2014-2015 годы, отчет по которому будет представлен на юбилейном XX Собрании СРО НФА в 2015 году.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru