1. Главная
  2. Новости
  3. Прояснилась судьба законопроекта № 136871-6
Новости

184

Прояснилась судьба законопроекта № 136871-6

 Прояснилась судьба законопроекта № 136871-6Как уже вчера сообщал наш информпортал, 12 апреля 2013 года Госдума планировала рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект 136871-6, который вносит изменения в законодательство, повышающие информационную открытость саморегулируемых организаций. Однако на Совете Государственной думы от 08.04.13 данный законопроект был снят с рассмотрения на пленарном заседании Госдумы 12 апреля 2013 года, а срок его рассмотрения перенесен без уточнения даты. Это связано с согласованием текста в Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации (ГГПУ Президента РФ), у которого имеется ряд существенных замечаний к предложенному депутатами тексту.
Сегодня нашим специалистам стали известны основные замечания ГГПУ Президента РФ. Так в частности замечания относятся к статье 2 законопроекта, предусматривающей изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению, указанному в заключении, нормы, предлагаемые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях являются непроработанными, предложенные составы правонарушений дублируют друг друга, и кроме того изменения в Кодекс предусматривают возложение административной ответственности только на саморегулируемые организации, членство в который является обязательным. Такое положение представляется необоснованным с учетом того, что Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливает общие требования ко всем саморегулируемым организациям независимо от обязательности или добровольности членства в них.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности», предусматривающие существенное изменение порядка проведения единого квалификационного экзамена, не соответствуют концепции принятого в первом чтении законопроекта. Каких-либо внятных обоснований таких изменений представлено не было.
Другим замечанием стало требование в новой статье 7.1 «Ведение реестра членов саморегулируемой организации» о размещении в реестре членов СРО сведений об имеющихся в распоряжении СРО информации об исках к ее членам, с которыми обращались в суд потребители, и о случаях привлечения членов СРО к ответственности на основании таких исков. По мнению ГГПУ, неясно, можно ли считать, что решение суда, размещенное на официальном сайте суда, имеется в распоряжении СРО и следует ли его обязательное дублирование на сайте СРО? При этом неразмещение такого решения суда в реестре может послужить основанием для привлечения к административной ответственности. Предлагается сформулировать нормы таким образом, чтобы исключить двусмысленность и субъективность при принятии решений при привлечении к административной ответственности.
Также предлагается изменить статью 9 законопроекта, в соответствии с которой закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, в связи с тем, что законопроектом предусматриваются новые полномочия федеральных органов исполнительной власти и как следствие, необходимость принятия ряда подзаконных нормативных актов. Представляется целесообразным предусмотреть поэтапное вступление в силу отдельных норм законопроекта, что в свою очередь позволит саморегулируемым организациям заблаговременно ознакомиться со всеми нормативно-правовыми актами с целью неукоснительного соблюдения их требований, что в свою очередь не создаст проблем в практике реализации принятого закона в первые месяцы его применения.
Но самым главным во всем заключении это стало замечание на указание отсутствия проведения общественного обсуждения внесенных поправок в законопроект ко 2 чтению. При этом настоятельно рекомендуется Комитету Государственной Думы по вопросам собственности после доработки с учетом замечаний, указанных в заключении, и до повторного направления законопроекта в Управление, провести консультации с саморегулируемыми организациями, на регулирование деятельности которых повлияет его принятие.
Остается напомнить, что Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности в своих заключениях предлагал: заключение на проект федерального закона № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» подготовленного Комитетом Государственной Думы по вопросам собственности.
Рассмотрев проект федерального закона № 136871-6, подготовленный Комитетом Государственной Думы по вопросам собственности, предпринимательское и профессиональное сообщество, объединенное в саморегулируемые организации, выражает свою обеспокоенность принятием в представленной редакции указанного проекта федерального закона. Обеспокоенность вызвана следующими основаниями:
1. В части введения административной ответственности за правонарушения, допущенные саморегулируемыми организациями:
а) Считаем неправомерным введение в главу 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» составы административных правонарушений в области деятельности саморегулируемых организаций, так как саморегулируемые организации по своей сути являются регуляторами предпринимательской или профессиональной деятельности от имени государства. Создание саморегулируемых организаций одновременно с отказом от лицензирования деятельности означает, что государство переложило на эти организации часть своих, публично-правовых, функций. Такой подход напрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой, одним из приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» (Постановление Конституционного суда № 12-П от 19.12.2005) является прекращение избыточного государственного регулирования отдельных сфер экономики с одновременным созданием в указанных сферах саморегулируемых организаций.
Предлагаем ввести отдельную главу 16.1 «Административные правонарушения в области деятельности саморегулируемых организаций».
б) Установление административной ответственности только для саморегулируемых организаций с обязательным членством нарушает принцип единства нормативного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Нарушение этого принципа за собой повлечет бесконтрольность деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством, создание условий для действий недобросовестных саморегулируемых организаций и отдельных должностных лиц таких организаций, что в свою очередь отрицательно скажется на всем институте саморегулирования и его восприятия, как потребителями, так и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности.
в) Составы правонарушений, указанные в частях 1 и 4, а также 5 являются идентичными при более глубоком их анализе, так как понятие «не размещение» поглощает в себе нарушение порядка размещения и нарушение требования о наличии сайта, т.е. не разместил информацию - нарушил порядок, нет сайта – значит не мог разместить и не разместил. Необходимо сократить количество составов правонарушений, что в свою очередь обеспечит сокращение возможных коррупционных действий со стороны государственных органов по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций.
г) Состав части 5 предлагаемой статьи 14.52 необходимо исключить, так как предлагаемая конструкция применения административной ответственности позволяет недобросовестным саморегулируемым организациям не оплачивая административный штраф, или оплачивая его 1 раз в год, не иметь сайта и не размещать подлежащую обязательную информацию. При этом такая мера как лишение статуса саморегулируемой организации в данной ситуации будет не применима исходя из действующей судебной практики.
Предлагаем установить порядок в соответствии с Приложением № 1.
д) В части 2 предлагаемой статьи 14.52 слова «сведения из реестра» заменить словами «реестра». Реестр представляет собой структурированную информационную систему, сведения же из реестра могут размещаться в любом порядке, что позволит их размещать временно и недоступно как для потребителя, так и для органа по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций.
2. Установление в пункте 2 части 2 предлагаемой редакции статьи 7 обязательного к размещению перечня документов саморегулируемой организации входит в противоречие с нормами частей 2 и 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими право саморегулируемых организаций на разработку отдельных документов саморегулируемой организации и запрет на разработку и утверждение иных, не предусмотренных специальным законодательством, документов саморегулируемой организации. При этом соответствующие изменения в Градостроительный кодекс не предусматриваются. Также не предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральные законы «Об аудиторской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законы, предусматривающие четкое определение взаимоотношений, в части разработки и утверждения саморегулируемыми организациями документов саморегулируемых организации, Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и специального законодательства, регулирующие предпринимательскую и профессиональную деятельность.
3. Не допустимым является установление нормативным правовым актом органа федеральной власти, уполномоченным на установление требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения, требований к порядку размещения документов и информации на сайте саморегулируемой организации, а также требований к обеспечению свободного доступа к такой информации. Установление такой нормы приведет к дополнительным расходам саморегулируемых организаций и их членов, создаст условия для существенного усложнения правоприменительной практики по раскрытию информации саморегулируемыми организациями и, как следствие, возможности развития коррупционных действий со стороны государственных органов по надзору за деятельностью саморегулируемыми организациями.
Необходимо законодательно установить единый принцип раскрытия информации саморегулируемыми организациями, а именно:
«Под принципом информационной открытости деятельности саморегулируемой организации понимается:
а) размещение информации саморегулируемой организации по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
б) обеспечение беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц.
Запрещаются ограничения доступа к информации саморегулируемой организации, в том числе путем специальной регистрации пользователей информации, запроса паролей, требования специфических идентификаторов сведений и иными способами.»
Установление такого единого принципа позволяет саморегулируемым организациям самостоятельно разрабатывать и определять требований к порядку размещения документов и информации на сайте саморегулируемой организации вне зависимости от используемых программных, технологических и лингвистических средств потребителями и иными заинтересованными лицами, что в свою очередь позволяет разрабатывать наиболее эффективные способы доведения информации через информационно-коммуникационную сеть «Интернет», а также отраслевых стандартов раскрытия информации как саморегулируемыми организациями, так и их членами.
Кроме этого, представляется, что федеральным законом невозможно урегулировать все вопросы информационной открытости. Более подробное регулирование возможно не федеральным органом исполнительной власти, а организацией, объединяющей все саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности (национальным объединением саморегулируемых организаций) в случае создания таковой, путем принятия корпоративных документов — стандартов деятельности саморегулируемых организаций. При этом один из общеправовых принципов заключается в том, что государством должны регулироваться только те отношения, которые не могу быть урегулированы иным способом. В рамках института саморегулирования таким способом может быть принятие национальными объединениями стандарта раскрытия информации саморегулируемыми организациями.
4. Предлагаемое определение реестра членов саморегулируемых не соответствует законодательству Российской Федерации в сфере информатизации, правовым реалиям современного сообщества и не содержит всех заложенных в него функций. Предлагается понятие реестра саморегулируемых организаций сопоставить с уже имеющимися в законодательстве терминами и изложить в следующей редакции:
«Реестр членов саморегулируемой организации является информационной системой, содержащей сведения, установленные настоящим федеральным законом. Внесение саморегулируемой организацией сведений о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности в реестр членов саморегулируемой организации является основанием возникновения прав и (или) обязанностей члена саморегулируемой организации, связанных с осуществлением профессиональной или предпринимательской деятельности».
5. Отнесение в пункте 4 части 4 предлагаемой редакции статьи 7.1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» требований, предусматривающих наличие договора страхования ответственности к условиям членства в саморегулируемой организации, является нарушением принципа построения норм законодательства. К условиям членства в саморегулируемой организации необходимо относить обеспечение членом саморегулируемой организации имущественной ответственности перед потребителями и третьими лицами. Следовательно, в указанной проектируемой норме необходимо говорить о публичном открытии сведений, обеспечивающих имущественную ответственность члена саморегулируемой организации, а именно:
- сведения о страховании имущественной ответственности (при наличии), в том числе о размере страховой суммы, о страховщике (место нахождения, информация, предназначенная для установления контакта);
- о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
6. Указание в частях 6 и 7 предлагаемой редакции статьи 7.1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» на информацию, содержащую персональные данные, и как следствие подлежащую ограниченному использованию, расширяет принципы, установленные Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также закрепляет необоснованные сбор излишних (не предусмотренных законодательством) данных физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся членами саморегулируемых организаций, и как следствие обеспечение получения письменного согласия с указанных членов саморегулируемых организаций.
С целью обеспечения взаимодействия Федерального закона «О саморегулируемых организациях» с Федеральным законом «О персональных данных» достаточно установить информативную отсылочную норму в части обеспечения соблюдения требований к защите персональных данных физических лиц при их обработке саморегулируемыми организациями.
7. Законопроект, в предложенной редакции, содержит новые понятия, определения которых отсутствуют в законодательстве Российской Федерации, например «электронная копия документов», а «информационный ресурс» относится законодателем к государственным реестрам, что сопоставимо с государственными реестрами саморегулируемых организаций.
8. Законопроект содержит нормы, подлежащие обязательному исполнению саморегулируемыми организациями, например, в части включения в реестр саморегулируемых организаций сведений о фамилии, имени, отчестве главных бухгалтеров юридических лиц - членов саморегулируемых организаций, что является не только избыточным, но и приведет к существенным финансовым затратам и конфликту в части обработки персональных данных.
9. Проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению, подлежит существенной технико-юридической и лингвистической доработке.
Приложение № 1.
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
«Глава 16.1. Административные правонарушения в области деятельности саморегулируемых организаций»;
Статья 16.1.1. Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации:
1. Не размещение или размещение информации не в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с федеральными законами, стандартами национальных объединений саморегулируемых организаций, стандартами саморегулируемой организации, а равно размещение такой публичной информации с ограничением доступа к ней, - влечет наложение административного штрафа на саморегулируемую организацию в размере пяти тысяч рублей.
2. Повторное в течение календарного года не размещение или размещение информации не в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с федеральными законами, стандартами национальных объединений саморегулируемых организаций, стандартами саморегулируемой организации, а равно размещение такой публичной информации с ограничением доступа к ней, - влечет наложение административного штрафа на саморегулируемую организацию в размере десяти тысяч рублей.»;
3) в части 3 статьи 23.1: в абзаце третьем слова «а также индивидуальными предпринимателями» заменить словами «индивидуальными предпринимателями, а также арбитражными управляющими»; в абзаце четвертом после цифр «14.33» дополнить цифрами «, 16.1.1»;
4) в части 2 статьи 28.3: а) в пункте 10 слова «а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.23 настоящего Кодекса» заменить словами «об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.23 настоящего Кодекса, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.1.1 настоящего Кодекса, в случае если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих»;
б) дополнить пунктом 98 следующего содержания: «98) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.1.1 настоящего Кодекса.».
Часть 1 статьи 21 дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и их национальных объединений вследствие выявления органом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в течение одного календарного года третий раз нарушения в виде не размещения или размещения информации не в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с федеральными законами, стандартами национальных объединений саморегулируемых организаций, стандартами саморегулируемой организации, а равно размещение такой публичной информации с ограничением доступа к ней».

Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн