Законопроект о СРО Форекс-дилеров прошел второе чтение
Госдума накануне приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который совершенствует правовое регулирование дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс. Впервые Совету Государственной Думы он был представлен в апреле 2013 года. В мае при рассмотрении в первом чтении депутаты рекомендовали Госдуме отклонить законопроект. В частности, было отмечено, что предлагаемая модель двойного регулирования деятельности профессиональных участников внебиржевого рынка Форекс, предусматривающая одновременно их лицензирование и обязательное членство в саморегулируемой организации (СРО), имеет существенные недостатки и способна неоправданно увеличить административную нагрузку на профучастников данного рынка. В законопроекте остался также не раскрытым в должной степени порядок приобретения и утраты правоспособности форекс-дилеров, то есть последовательность получения ими лицензии и вступления в СРО. Кроме того, концептуальной ошибкой было признано предложение авторов законопроекта формировать единственное СРО для всего рынка.
К настоящему моменту в первоначальный вариант документа было внесено 8 поправок, 41 – отклонена.
Авторы проекта закона отмечают, что в восприятии отдельных органов государственной власти розничный рынок Форекс на сегодняшний день не имеет репутации транспарантного и предсказуемого финансового института. В Федеральную службу по финансовым рынкам, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в другие органы государственной власти регулярно поступают обращения от клиентов компаний, предоставляющих услуги на рынке Форекс, но госорганы не имеют возможности полноценно отреагировать на них, ссылаясь на отсутствие соответствующих законодательных актов. В то же время, по оценкам ФСФР, в работу на данном сегменте финансового рынка вовлечено более одного миллиона человек, что превосходит совокупное число частных инвесторов на фондовом рынке.
Законопроектом впервые в российской правовой практике в целях однозначности регулятивных механизмов дается определение не только внебиржевого рынка Форекс, но и международного рынка Форекс, как основы для получения информации о котировках валют в мировой финансовой системе.
Оказание розничных услуг на внебиржевом рынке Форекс путем заключения за свой счет сделок на разницу, является наиболее близким к определению понятия дилерской деятельности, в связи с этим в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предлагается дополнить статьей 4.1 «Дилерская деятельность на внебиржевом рынке Форекс», в которой дается определение указанного вида деятельности, устанавливается требования к ее лицензированию, а нормативное регулирование предлагается передать на уровень федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Конструкция норм законопроекта такова, что основные требования к данному виду деятельности предлагается регулировать нормативными правовыми актами указанного федерального органа исполнительной власти, а также определив, что наряду с государственным, регулирование дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс осуществляется единым общероссийским профессиональным объединением форекс-дилеров, созданным в форме саморегулируемой организации, действующей в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и нормативными правовым актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Устанавливается обязанность форекс-дилера являться членом такой саморегулируемой организации.
Вводятся механизмы открытости деятельности форекс-дилеров, заключающиеся в обязательном размещении индивидуальных для каждого форекс-дилера правил совершения операций на сайте форекс-дилера и сайте СРО в Интернете, устанавливается правило об утверждении стандартом саморегулируемой организации, являющимся публичными, примерных условий договоров, заключаемых форекс-дилерами с клиентами форекс-дилеров, порядка внесения гарантийного обеспечения, порядка проведения расчетов, состав отчетности перед клиентом и порядка ее предоставления.
Задача по введению правил и норм регулирования внебиржевого рынка Форекс, по представлению разработчиков проекта поправок, не будет полностью решена без эффективного механизма налогообложения операций форекс-дилеров и их клиентов, стимулирующего осуществление финансовых операций в российской юрисдикции при условии их прозрачности. Прежде всего, речь идет о сальдировании прибылей и убытков по сделкам на внебиржевом рынке Форекс.
Законопроект также определяет основу защиты прав и законных интересов участников рынка – вводит механизм судебной защиты сторон, определяя, что споры клиентов форекс-дилеров и форекс-дилеров, связанные с участием в сделках, заключенных на внебиржевом рынке Форекс, рассматриваются в суде.
Кроме того, нормами предлагаемого регулирования решаются основные вопросы, связанные с непрозрачностью деятельности форекс-компаний – дается определение котировок валютных пар, устанавливается обязанность форекс-дилера разработать правила совершения операций, содержащие порядок определения цены сделки, срока исполнения сделки, условий котирования, и других условий, нарушение которых рассматривается в качестве основания для судебного оспаривания сделок.
В связи с этим, учитывая, что при установлении механизма судебной защиты вопрос сальдирования для форекс-компаний решается автоматически, предлагается уточнить положения пункта 5 статьи 214.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, включив в установленное им содержание понятия «финансовый инструмент срочных сделок» производный финансовый инструмент, базисным активом которого является котировка валютной пары, а также дополнить статью 304 положением, согласно которому профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, дилерскую деятельность на внебиржевом рынке Форекс, включая банки, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
Разработчики проекта закона отмечают, что предлагаемая законопроектом модель правового закрепления статуса участников рынка Форекс корреспондирует уже имеющимся способам, применяемым в зарубежных юрисдикциях.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru