1. Главная
  2. Новости
  3. ЖКХ предложена модернизация саморегулированием и самоуправлением
Новости

157

ЖКХ предложена модернизация саморегулированием и самоуправлением

 ЖКХ предложена модернизация саморегулированием и самоуправлениемБолее 250 представителей управляющих компаний и ТСЖ со всей страны, депутаты ГосДумы, руководители профильных департаментов МинЭкономРазвития, МинРегиона, Росреестра обсудили вопросы, которые волнуют сегодня каждого россиянина, не зависимо от его материального положения и социального статуса: качество и тарифы ЖКХ, создание механизмов, с помощью которых граждане смогут влиять на обслуживающие их управляющие компании.

С основным докладом выступил председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский.
Председателем Парламентских слушаний стала Любовь Слиска – Заместитель Председателя государственной Думы.
Основные спикеры мероприятия:

  • Левицкая Александра Юрьевна – заместитель министра экономического развития РФ;
  • Елизарова Галина Юрьевна – заместитель руководителя Росреестра;
  • Талалыкин Владимир Михайлович – первый заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ;
  • Назаров Денис Николаевич - исполнительный директор «НОСО УН»;
  • Ломтев Герман Андреевич – Президент ООО «Российская Жилищная Федерация».

Данные парламентские слушания стали знаковым событием для системы жилищно-коммунального хозяйства страны и для экономики всей России в целом. Тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства и регулирования отношений собственности жилого фонда – остается одной из самых социально острых и актуальных в России.

На сегодняшний день никто из нас не застрахован от произвола управляющих компаний. Как может и должен помочь всем нам? И кто должен навести порядок?

Цитаты и комментарии:

Из приветственного письма Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова:

Задачи модернизации ЖКХ, повышения качества предоставляемых в этой сфере услуг входят в число наиболее социально острых и актуальных тем. Достаточно сказать, что не менее 80% всех обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления касается именно темы жилищно-коммунального хозяйства.

Рынок соответствующих услуг уже сегодня составляет 1,2 трлн. руб. в год, и продолжает стремительно развиваться. Только за последние 2 года создано более 10 тысяч частных управляющих компаний многоквартирными домами, в ведении которых находится не менее 150 тысяч домов. Параллельно идет активное формирование товариществ собственников жилья. На сегодняшний день зарегистрировано порядка 70 тысяч ТСЖ, объединивших 17,5 млн. жителей. По оценкам экспертов в ближайшие 2-3 года в сферу их деятельности будут вовлечены свыше полутора миллионов многоквартирных домов.

Накопившиеся проблемы в ЖКХ невозможно решить без активного участия самих жильцов. Именно поэтому развитие саморегулирования и самоуправления в ЖКХ, включающее подготовку профессиональных представителей жильцов в отношениях с поставщиками коммунальных услуг, призвано сыграть ключевую роль в модернизации ЖКХ. Стимулирование и законодательное сопровождение этого процесса депутаты Государственной Думы считают одним из приоритетов своей работы.

Из доклада заместителя Председателя Государственной Думы

Любови Слиски:

Не секрет что растет показатель изношенности коммунальной инфраструктуры и во многих регионах он уже превышает 60%, а качество жилищно-коммунальных услуг, как правило, не отвечает современным требованиям, несмотря на проводимые преобразования в данной отрасли.
ЖКХ остается одной их самых проблемных частей социальной инфраструктуры России, в которой одним из крупнейших блоков проблем является именно регулирование сферы управления недвижимостью.

В этой связи руководством страны неоднократно отмечалось об угрозе всей экономической системе страны, если не удастся разрешить накопившиеся проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Процесс реформирования жилищно - коммунального хозяйства в стране идет уже почти 15 лет, но особенно стремительное развитие в сфере предоставления услуг по управлению недвижимостью произошло после принятия в 2004г. изменений в Жилищный кодекс страны.

В тоже время ситуация, складывающаяся сейчас в сфере жилищно-коммунального хозяйства, характеризуется наличием множества нерешённых проблем, среди которых наиболее острыми являются многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, а также отсутствие реальной ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданами.

По мнению фракции парламентского большинства «Единая Россия» в Государственной Думе, эффективным выходом из сложившейся ситуации может стать введение в этой сфере института саморегулирования, разработка единых правил и требований к профессиональной деятельности участников рынка, создание механизмов материальной ответственности управляющих компаний между собой и перед гражданами.

Уверена, что большинству присутствующих в этом зале известно об инициативе Президиума Генерального совета партии «Единая Россия», утвердившего в сентябре прошлого года в качестве партийного проекта тему «Управдом» и в его составе «Саморегулирование – ответственность бизнеса».
В целях обеспечения его реализации сформирована Комиссия по защите прав собственников и нанимателей жилья, которую возглавил депутат Государственной Думы, член президиума Генерального советв ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Борисович Чиркин, а членами которой являются не только депутаты Государственной Думы, но и авторитетные представители самой отрасли жилищного хозяйства.

Принятие данного партийного проекта подтверждает признание того очевидного факта, что необходимо срочно откорректировать порядок проведения жилищно-коммунальной реформы.

Из доклада председателя Комитета по собственности Виктора Плескачевского:

Жилищным кодексом была заложена нормативно-правовая база реформирования системы ЖКХ, основанная на возможности привлечении коммерческих структур для предоставления услуг по управлению многоквартирными жилыми домами.

Им, в частности, определяется, что управляющая организация по заданиюсобственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Однако в Жилищном кодексе не сформулированы признаки «надлежащего» содержания и ремонта, и не приведен перечень минимального набора работ и услуг, которые позволят содержать дом в «надлежащем» состоянии. И лишь частично описана форма оформления задания собственника управляющей организации.
Тем самым одно из самых главных лиц рынка ЖКХ – управляющая компания, в Жилищном Кодексе Российской Федерации и последующих нормативно – правовых актах упоминается, но даже примерно не определены минимальные требования к этим организациям.

В тоже время за последние 2 года создано около 10 тысяч частных управляющих компаний (УК), под их управлением сейчас находится 800 тысяч домов, в которых проживает около 70 млн. жителей. К сожалению далеко не все они демонстрируют принципы добросовестного бизнеса.

Когда речь идет о злоупотреблениях со стороны управляющих компаний, то обычно имеются ввиду злоупотребления правом распоряжения деньгами жителей со стороны УК и ТСЖ (общий ущерб по оценкам экспертов около 65 млрд. руб. в год). Бытует одновременное выставление квитанций за жилищно-коммунальные услуги разными компаниями (две, три квитанции – ущерб жителям по экспертным оценками 7,5 млрд.руб.).

Нередки случаи направления жителям квитанций от компаний « однодневок », ущерб от которых также оценивается примерно в 1 млрд. руб. в год).
Поэтому сегодня нам всем необходимо будет обсудить какие меры принять и какие изменения в законодательство необходимо будет внести, чтобы заложить правовую базу для дальнейшего нормально развития процессов в этой важнейшей сфере нашей жизни.

Глава департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона РФ Ирина Булгакова:

В Минрегионе создана рабочая группа по разработке законопроекта о регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами и обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме. В разработке документа принимают участие Минэкономразвития РФ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Фонд содействия реформированию ЖКХ. В настоящее время проект направлен членам рабочей группы на согласование и получение замечаний. Основными положениями законопроекта является создание института саморегулирования многоквартирных домов, обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных домов, создание системы отраслевых стандартов качества для управляющих компаний (УК), создание системы контроля за деятельностью УК и саморегулируемых организаций (СРО), возможность выбора УК исходя из эффективности деятельности и создание системы профессиональной ответственности УК, в том числе имущественной. По приблизительным подсчетам страховых компаний, проведенным по запросу Минрегиона, обеспечение страхования ответственности УК и членов СРО составит около 1,5 руб. за 1 кв.м.

Саморегулирование несколько ограничит предпринимательскую свободу. Будут некоторые бюрократические проблемы для организаций, которые будут входить в СРО, выходить из СРО и т.д. Но это вопрос решаемый. Самая сложная проблема, которая сегодня есть - это создание компенсационного фонда СРО. По нашим подсчетам, создание фонда, который позволит организациям отвечать по своим обязательствам, в том числе по долгам коллег, которых они приняли в СРО, может привести к значительному увеличению стоимости жилищных услуг", - пояснила представитель Минрегиона РФ.

Денис Назаров исполнительный директор «НОСО УН»:

Со своей стороны мне особо хотелось бы подчеркнуть, что не все так печально в сфере российского ЖКХ. И у нас уже начался, причем очень активно процесс консолидации здоровых сил начался.

Так, еще в феврале 2010 года было зарегистрировано «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью». На сегодня его членами являются 26 саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью, объединяющих более 700 управляющих компаний, представляющих 42 субъекта страны (более 70 тыс. многоквартирных домов и более 200 млн. кв. м жилья в управлении). Зарегистрированы еще 3 СРО, которые уже подали заявления на вступление в национальное объединение.

Механизм заинтересованности саморегулируемых организаций в конечных результатах своей деятельности (это компании, которые добровольно взяли на себя дополнительную материальную ответственность, причем коллективную), безусловно, будет способствовать уменьшению правонарушений в этой сфере предпринимательства и позволит обеспечить необходимый результат в реформировании жилищно-коммунального сектора российской экономики.
Стремление добросовестной части управляющих компаний к объединению помимо чисто профессиональных соображений представляет особый интерес. Если мы можем решить насущные проблемы в тех домах, которыми управляем, то мы сделаем все возможное, для того чтобы распространить собственный опыт и дальше по стране.

Герман Ломтев – президент ООО «Российская Жилищная Федерация»

Для того, чтобы преобразование российского ЖКХ шло более активно, мы должны развивать двухуровневую систему самоорганизующихся объединений. С одной стороны – саморегулируемых организаций управляющих компаний, обеспечивающих необходимый уровень материальной ответственности своих членов за качество предоставляемых ими коммунальных услуг потребителям. А с другой – самоуправляемых организаций ТСЖ, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан как собственников жилья. Такая система действительно способна обеспечить надлежащее регулирование сферы ЖКХ при сохранении баланса интересов всех заинтересованных сторон: государства (муниципальных образований), профессиональных участников управляющих недвижимостью и граждан. Появляющаяся в этой связи у органов публичной власти возможность прямого администрирования деятельности работающих в рыночных условиях саморегулируемых организаций, возникновение механизма материальной ответственности управляющих компаний как между собой, так и перед гражданами – потребителями их услуг, заинтересованность саморегулируемых организаций в обеспечении предоставления качественных услуг населению позволят существенным образом улучшить ситуацию в сфере ЖКХ России.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что на сегодняшний день действительно добросовестные управляющие компании не боятся брать на себя дополнительную ответственность и контроль со стороны жильцов. Они добровольно вступают в СРО, и добровольно берут на себя материальную ответственность за собственную деятельность. В таких регионах, как Удмуртия, Пермь, Архангельск, Свердловская область, Вологда, Новосибирск, Воронеж, Ярославль, Иваново, Оренбург, Рязань появились самые первые СРО, и их членами стали самые достойные управдомы. В деле саморегулирования ЖКХ, на сегодняшний день кажется нет никаких разграничений и разногласий.

Можно уже не сомневаться в том, что сегодня Россия вступила в новый этап реформирования всей системы ЖКХ.

Пресс-релиз
Комитета по собственности Государственной Думы РФ
Специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России», www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн